Представители вузов наметили новые направления сотрудничества, обсудили совместные проекты, программы и активности для студентов. Представители Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, факультета компьютерных наук, ряда других факультетов и Питерского кампуса «Вышки» приняли участие в Sabanci University International Staff Week на площадке Университета Сабанджи — в Турции. Проект реализуется в рамках программы международного сотрудничества НИУ ВШЭ. Заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, руководитель департамента маркетинга, Вера Ребязина представила в университете Сабанджи портфель образовательных программ НИУ ВШЭ по направлениям подготовки «Менеджмент» и «Бизнес-информатика». Также состоялся ответный визит представителя Университета Сабанджи к коллегам из ВШБ НИУ ВШЭ и факультета компьютерных наук «Вышки».
СМИ о нас
Развитие и распространение искусственного интеллекта кардинальным образом изменят рынок труда, сообщил РИАМО профессор, руководитель департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Евгений Зараменских. «И хотя современный бизнес только присматривается к искусственному интеллекту, в скором будущем ИИ-решения сформируют несколько ключевых трендов на рынке труда. Один из них — снижение нагрузки на персонал. Многие рутинные операции уже сегодня могут быть автоматизированы при помощи ИИ. Это приведет к меньшей загрузке сотрудников и в долгосрочной перспективе станет причиной снижения спроса со стороны работодателей», — заявил эксперт. Он пояснил, что тот объем работы, который ранее выполняли 10 сотрудников, смогут выполнить 5 специалистов, которым помогают ИИ-решения.
Якутский опыт культивирования креативных индустрий сегодня стал предметом обсуждения федеральных экспертов. На Российской креативной неделе прошла сессия, посвященная развитию экономики знаний в северном регионе. О достижениях республики в этом направлении Ленский клуб побеседовал с заведующим сектором регионального инновационного развития Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Александром Степановым. «Уникальность Якутии заключается в том, что креативные индустрии в республике сразу развивались на очень сильном предпринимательском базисе, — рассуждает эксперт. — Это относится и к новой волне якутского кино, которое сразу росло как самоокупаемая и прибыльная бизнес-история. А это невозможно без «попадания в аудиторию» и соответствия ее запросам и интересам. То же относится и к IT-отрасли, которая быстро по мировым меркам научилась удовлетворять потребителей даже не в российском, а в мировом масштабе. Жизнь показала, что в этом нет ничего невозможного даже в одном из самых холодных регионов мира».
СберСтрахование жизни совместно с Высшей школой бизнеса (ВШБ) НИУ ВШЭ оказывает поддержку выпускникам программы «Управление бизнесом». В рамках данной поддержки управляющий директор СберСтрахования жизни Евгений Щекланов стал председателем экзаменационной комиссии по проведению защиты выпускной квалификационной работы (ВКР) среди студентов. Максим Чернин, председатель Академического совета программы «Управление бизнесом», председатель совета директоров МК «Доктор рядом», профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ: «Защита дипломной работы — важнейшая веха в жизни каждого студента. А участие топ менеджеров успешных компаний делает ее качественнее и интереснее, ведь завтра ребята из учеников превратятся в сотрудников. Из года в год я с удовольствием наблюдаю, как растет уровень выпускных работ на программе. И это не может не радовать, ведь за молодёжью — и наше будущее!».
Рекрутинговая система Potok позволила Центру карьеры ВШБ автоматизировать процесс отбора на места практики от компаний-партнеров. Студенты получают своевременную обратную связь по отбору напрямую от работодателей, а работодатели получают оперативный доступ к базе резюме заинтересованных студентов и возможность проводить отбор в режиме онлайн. Для прохождения практики были отобраны вакансии компаний-партнеров, которые являются ведущими игроками российского рынка, среди них: 1С, Сбербанк, Сибур, НЛМК, Росатом, МТС, Х5 Групп, Сегежа Групп, Юнилевер, Аксеникс. Представители этих компаний являются членами академических советов образовательных программ, реализуемых ВШБ. «Начиная с нового учебного года взаимодействие академсоветов и Центра карьеры по обеспечению мест практики студентам ВШБ в рамках учебного плана примет более регулярный характер, что позволит предоставить студентам еще более широкие возможности», — отметил Иван Простаков, первый заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.
Компании используют форму отзыва о товаре, чтобы подчеркнуть его плюсы, но при этом мало думают об удобстве отзыва для потребителя. Как это изменить — рассказывают, ссылаясь на исследования, Светлана Березка и Анна Никитенко (Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ). По данным Data Insight, прошедший год вошел в тройку лучших периодов российского рынка e-Commerce по динамике числа заказов. Общий оборот рынка розничной интернет-торговли в России по итогам года составил 5,7 трлн руб., увеличившись на 38%. В 90% онлайн-заказов решение принимается с использованием отзывов, а для каждой пятой покупки они имеют решающее значение. Исследователи департамента маркетинга Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ заинтересовались возможностью улучшения форм отзывов, чтобы можно было получить обратную связь от покупателей, которая будет более легко восприниматься и помогать тем, кто еще только находится в процессе выбора. Само исследование включило лабораторный эксперимент с применением айтрекера (системы слежения за движениями глаз респондента). В эксперименте приняли участие москвичи в возрасте от 18 до 25 лет.
Рыбная отрасль традиционно входит в тройку лидеров в стоимостном объеме агропромышленного экспорта РФ, уступая лишь продажам зерна и масложировой продукции. В 2022 году российские рыба и морепродукты попали под санкции, и Европа закрыла свои порты для наших судов. Возможности вылова и торговли сократились, объемы упали вместе с доходами. Однако отрасль преодолевает трудности, налаживая поставки на Восток, в Африку и Латинскую Америку. В «дофевральские» времена глубокая рыбопереработка в нашей стране почти не развивалась, говорит профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким. Причина — в невозможности получить длинные инвестиционные кредиты на 10-15 лет под низкий процент, высокой стоимости кредитов и сравнительной дороговизне осуществления капитальных проектов (по сравнению, например, с Китаем, который является крупнейшим переработчиком рыбной продукции). «В Китае более дешевая рабочая сила, локальное оборудование и комплектующие для переработки, более низкая стоимость строительства. Поэтому целесообразность осуществления крупных перерабатывающих проектов в РФ для бизнеса неочевидна», — считает Михаил Аким.
Когда IKEA покинула Россию, на рынке появились многочисленные аналоги ее товаров. Любовь россиян к шведскому бренду позволяет отечественным производителям быстро раскручивать собственные марки. Но можно ли верить метке «как в ИКЕА» на маркетплейсах? Продукция IKEA пока очень востребована россиянами, подтверждает профессор практики, директор Центра компетенций в маркетинге Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова. Причем многие настолько дорожат этой маркой, что готовы переплачивать за транспортные услуги по доставке таких товаров, например, из Турции. «Компании удалось построить на российском рынке сильный бренд, поэтому, безусловно, маркировка товаров «как в IKEA» на маркетплейсах играет в пользу продавцов. Но, чтобы говорить о качестве продукции под этим знаком, нужно разобраться, кто же эти продавцы»», — отмечает она.
Банк России объявил о новых макропруденциальных требованиях по необеспеченным потребительским кредитам с 1 сентября 2023 года. А с июня уже ввел более жесткие надбавки к коэффициентам риска по ипотеке, если первоначальный взнос составляет менее 20% от стоимости жилья. В беседе с ФАН доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель программы «Международный бизнес» Александр Габриелов рассказал, как скажутся нововведения на ипотечных заемщиках и как рынок отреагирует на это. По словам эксперта, ужесточение регулирования со стороны ЦБ РФ может приводить, как к сокращению ипотечных программ с низким первоначальным взносом, так и к повышению ставок по таким программам.
Сбер, Минэкономразвития России, Ассоциация развития финансовой грамотности, Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ и ТПП РФ представили итоги ежегодного исследования «Индекс предпринимательской образовательной активности» (Индекс ПОА), который отражает уровень востребованности образовательных программ в сфере предпринимательства и вовлеченность российского населения в такие образовательные программы. В 2022 году обучение на программах предпринимательского образования прошли более 200 тысяч человек, а всего за четыре года мониторинга — 700 тысяч. В исследование вошло порядка 3000 компаний и организаций, которые за четыре года реализовали более 5000 образовательных программ. По-прежнему ключевой базой для анализа выступают программы, реализуемые центрами «Мой бизнес» и другими организациями инфраструктуры поддержки МСП. Исследование показало, что 68 процентов всех прошедших за четыре года обучение — молодые люди до 35 лет. Самые востребованные у них темы обучения связаны со стартом бизнеса, основами самозанятости и креативным предпринимательством.