В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
На XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества представили предварительные результаты исследования «Образование в области устойчивого развития и ESG». Эксперты также обсудили этическое регулирование и вектор развития комплаенса в новых условиях. Эксперты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при поддержке Национального ESG Альянса проанализировали 300 образовательных программ в области устойчивого развития и ESG в России и в мире, предлагаемых в 259 университетах. Полученные данные, включая опрос 80 представителей 58 ведущих российских университетов и бизнес-школ из различных регионов, интервью с экспертами из ключевых отраслей экономики и образовательной сферы, позволили определить ключевые вызовы для образования в области устойчивого развития в России и разработать рекомендации по его развитию.
Люди все чаще изучают товары онлайн, а значит, лишены возможности потрогать их. Потому легче отказываются от покупок. Какие приемы помогут продавцу взять мозг покупателей себе в союзники, рассказывает Светлана Березка (Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ): «Шопинг перешел в онлайн и стал «бесконтактным». Потребитель все чаще не может потрогать товар перед тем, как принять решение о покупке. Он выбирает по изображению и описанию на сайте, а потому больше сомневается в необходимости покупки и легче отказывается от нее. Перед продавцом встает вопрос, как можно компенсировать покупателю отсутствие сенсорного опыта — задействовать воображение, чтобы он живо представил процесс потребления. Нейромаркетинговые исследования показывают, что есть визуальные приемы, которые способствуют ментальной симуляции процесса потребления — процесса, при котором мозг автоматически, неосознанно воспроизводит те ощущения, которые человек испытывает при потреблении или использовании представленного товара».
Каспий и Балтика названы самыми недооцененными местами для пляжного отдыха в России. Россиянам, планирующим летний отпуск, перечислили интересные, но малоизвестные морские курорты страны. Список публикует РИА Новости со ссылкой на экспертов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Так, одним из самых недооцененных мест России для пляжного отдыха специалисты назвали Каякентский район в восточной части Дагестана. Отмечается, что на побережье Каспия отдыхающие смогут насладиться длинным курортным сезоном, теплым морем, широкой песчаной полосой и традиционным дагестанским домашним сервисом. Для желающих совместить отдых с лечением доступны термальные источники и лечебные грязи. Также конкуренцию курортам Черного и Азовского морей может составить Балтика. Еще одним малоизвестным направлением страны является побережье Белого моря в Карелии. Здесь можно не только провести время на пляже, но и заняться рыбалкой, сбором ягод и грибов.
Михаил Аким (профессор Высшей школы бизнеса департамента операционного менеджмента и логистики НИУ «Высшая школа экономики») пояснил вопросы текущей повестки по устойчивому развитию: «В России принят федеральный закон, устанавливающий базовые механизмы климатического регулирования, разрабатывается «дорожная карта» декарбонизации экономики. Ключевые задачи перехода к декарбонизации — внедрение чистых технологий. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в мире за последние 10 лет инвестиции в чистые технологии значительно превышали инвестиции в традиционные. Это то, с чем мы должны считаться, хотя доля ископаемого топлива по-прежнему достаточно велика — около 80 процентов. Самым очевидным и экономичным путем является переход на энергоэффективные технологии, которые, по оценкам того же МЭА, могут обеспечить до 48 процентов от требуемой декарбонизации. Картина меняется очень быстро. Если сравнить прогнозы крупнейших мировых и российских аналитиков трехмесячной давности с сегодняшними, то видно, насколько они различаются».
Профессор, руководитель департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Евгений Зараменских в эксклюзивной беседе с ФАН рассказал, какие еще специалисты уже находятся в зоне риска. «Первыми конкуренцию со стороны ИИ ощутят, уже ощущают, копирайтеры, специализирующиеся на подготовке текстов, от которых не требуется высокой художественной ценности или уникального авторского опыта. Уже сейчас можно наблюдать, как отдельные блогеры пытаются использовать ИИ для генерации текста и рисунков, чтобы статьи в их каналах продвижения выходили чаще и с меньшими затратами, чем у конкурентов», — сообщил эксперт. Риск сокращения вакансий junior-уровня имеется в сферах маркетинга, рекламы и PR. Например, сегодня при подготовке к прокату нового фильма начинающему специалисту могут поручить придумать базовый набор слоганов, который потом будут дорабатывать более опытные коллеги.
22% россиян не знают, чем конкретно хотели бы заниматься. Почти каждый пятый житель России (19,2%) хотел бы перейти в совершенно новую сферу, сменить профессию. Такие результаты показал опрос образовательной платформы Skillbox. Больше половины опрошенных (57,8%) уверены, что профориентация помогает определиться с профессией, 30,9% также придерживаются этой точки зрения, так как профориентация и создана с целью определить профессиональное направление. Дополнительно отягощать этим школы в обязательном порядке не стоит, так как современные школьники и так перегружены различными дисциплинами и инициативами, говорит профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Елена Варшавская. «В идеале надо детям попробовать все возможные виды деятельности, чтобы понять направление талантов или то, что точно «не его». Профориентационные тесты нужно воспринимать в первую очередь как информацию для размышления детей, подростков совместно с их родителями, но не воспринимать это как обязательное», — считает она.
Программа предназначена для топ-менеджеров, которые прошли обучение на ступени MBA и стремятся к достижению нового уровня: трансформации мышления управленца в мышление архитектора бизнеса, концептуалиста. В апреле в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ началось обучение по General Management Program (GMP) — образовательной программе для руководителей высшего звена, готовых стать бизнес-лидерами будущего Это первая в России программа уровня GMP. Обучение лежит в формате парадигмы «life long learning», когда периодический апгрейд ранее полученного образования воспринимается как норма жизни. Широкий кругозор слушателей становится залогом их эффективности, позволяя развить навыки лидерства и предпринимательства с ориентацией на будущее. Основная цель обучения уже состоявшихся профессионалов, которые пришли на программу, — дать знания, компетенции и навыки, необходимые для эффективной адаптации управленцев и предпринимателей к быстро изменяющимся условиям в мире и бизнесе. Программа построена не по дисциплинарному принципу, как стандартно строятся образовательный программы Еxecutive МВА, а по проблемному. Такой подход помогает формировать гибкое мышление, способность видеть новые возможности и создавать бизнесы будущего в стремительно меняющейся реальности.
По оценке экспертов, рост оборота продаж готовых блюд в 2022 году в сравнении с 2021 годом составил 4,7 процента. В деньгах это два триллиона 282,9 миллиарда рублей. Рынок готовой еды будет только расти, рассказал «СОЮЗу» Александр Лебедев, академический руководитель образовательной программы «Менеджмент в ритейле» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. «Второй вопрос — цена. Она складывается из ингредиентов, сложности рецепта и цены упаковки вместе с логистикой. Ингредиенты в цене растут, следовательно, рецепты будут упрощаться, вырастет сегмент фастфуда вроде бургеров и хот-догов. Картофельное пюре с сосиской или отварной рис с котлетой — количество таких блюд будет увеличиваться. Ассортимент станет проще, но в общем объеме готовой еды будет больше, так как ценность экономии времени никто не отменял», — считает эксперт.
Сегодня наиболее востребованными специалистами на рынке труда являются производственные кадры, инженеры, медики, а также работники IT сферы. Количество вакансий в этих и других сферах интенсивно растёт. Об этом рассказали аналитики в рамках конференции «Индекс Здоровья Российского Бизнеса», которая прошла в Москве накануне. О том, как в нынешних реалиях работники могут улучшать свои навыки и компетенции, Авторадио рассказала доцент департамента маркетинга Высшей школы бизнеса Высшей школы экономики Татьяна Ветрова: «Сейчас выход вообще для всех категорий сотрудников — и молодых, и возрастных, и разных — это, конечно, учиться. И это безостановочно. Это можно делать самостоятельно — благо очень много ресурсов, источников сейчас на эту тему бесплатных, открытых. И это не значит, что нужно пойти в университеты всем. Но именно мы, в Высшей школе экономики, сейчас наблюдаем такой тренд — общий тренд программы ДПО, NBA и так далее. Краткосрочные особенно программы сейчас будут очень-очень востребованы. Мы не можем базироваться уже на книжных кейсах, как это было несколько лет назад. Мы в моменте вносим изменения, приглашаем практиков для того, чтобы это были жизненные ситуации. Мы должны в моменте, здесь и сейчас быстро переучиваться».
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ сообщает о переводе образовательных программ, включающих оперативный анализ данных, на BI-платформу Visiology. В рамках соглашения, заключенного между ведущим университетом и российским разработчиком ПО, для обучения студентов будут предоставлены необходимые лицензии. Сотрудники департамента Бизнес-информатики ВШБ к новому учебному году проведут адаптацию учебных материалов под новую платформу, а для преподавателей уже предоставлены различные возможности знакомства с Visiology. Образовательные программы Высшей школы бизнеса, связанные с анализом данных и BI-системами, в последние годы пользовались неизменно высоким спросом. Только на бакалаврской программе «Бизнес-информатика» в текущем году одновременно обучается почти 1000 студентов, для которых дисциплины аналитического блока являются обязательными.