Магистранты первого курса программ «Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации» и «Менеджмент в ритейле» представили групповые консалтинговые проекты по решению реальных кейсов компаний-партнеров E+ Change, в которых студенты разработали план реализации маркетингового проекта с социальной и/или экологической проблематикой. Уникальный партнерский проект Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и программы E+Change (входит в E+Awards) реализуется уже третий год, привлекая к участию все больше компаний. «Первый год мы реализуем эту программу в формате курсовых проектов. Раньше студенты делали просто консалтинговые проекты для компаний. Понимание темы ESG сегодня — неотъемлемая часть профессиональной подготовки менеджеров, поэтому мы встроили разработку ESG проектов в учебный план. Причем, проекты реализуются на основе коллаборации с партнерами, на реальных примерах «из жизни», — подвела итоги Татьяна Ветрова, академический руководитель программы «Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации» ВШБ НИУ ВШЭ.
СМИ о нас
Представители Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ), факультета компьютерных наук, ряда других факультетов и Питерского кампуса «Вышки» приняли участие в Sabanci University International Staff Week. Проект реализуется в рамках программы международного сотрудничества НИУ ВШЭ. Сотрудники «Вышки» встретились в Турции со своими коллегами, наметили новые направления сотрудничества, обсудили совместные проекты, программы и активности для студентов. Также состоялся ответный визит представителя Университета Сабанджи к коллегам из ВШБ НИУ ВШЭ и факультета компьютерных наук «Вышки». Заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и руководитель департамента маркетинга Вера Ребязина представила в университете Сабанджи портфель образовательных программ НИУ ВШЭ по направлениям подготовки «Менеджмент» и «Бизнес-информатика».
Российские компании стали широко внедрять ESG-повестку несколько лет назад. Но нормативно-правовая база в области устойчивого развития начала складываться в РФ намного раньше. Первые документы появились еще в 1990-х годах, напоминают эксперты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ в исследовании актуального состояния корпоративных ESG-стратегий. Например, в 1994-м был принят президентский указ «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Несмотря на новые условия, в которых российский бизнес оказался в 2022 году, он сохраняет ориентиры в плане устойчивого развития. Государство тоже не отказалось от замыслов и проектов по линии ESG. На Сахалине продолжается самый масштабный в России климатический эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов. Весной 2023-го в регионе сделали обязательной углеродную отчетность и ее верификацию.
Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ) с нового учебного года запускают ежемесячное образовательное факультативное мероприятие для студентов на базе программы магистратуры ВШБ НИУ ВШЭ «Электронный бизнес и цифровые инновации». Ведущие эксперты компаний-членов РАЭК будут делиться своим опытом и кейсами из практики по актуальным инновационным направлениям развития бизнеса. Директор РАЭК, член академического совета магистерской программы «Электронный бизнес и цифровые инновации» Сергей Гребенников отметил важность взаимодействия с молодежью: «Вместе с ВШБ НИУ ВШЭ мы организуем постоянную дискуссионную образовательную площадку по актуальными технологическим направлениям. Эксперты из компаний-членов РАЭК поделятся прикладным опытом со студентами».
В «дофевральские» времена глубокая рыбопереработка в нашей стране почти не развивалась, говорит профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким. Причина — в невозможности получить длинные инвестиционные кредиты на 10-15 лет под низкий процент, высокой стоимости кредитов и сравнительной дороговизне осуществления капитальных проектов (по сравнению, например, с Китаем, который является крупнейшим переработчиком рыбной продукции). Эта проблема неспецифична для данной отрасли, аналогичная ситуация сложилась во многих перерабатывающих отраслях, для которых нормальный срок окупаемости проекта может составлять более 10 лет, и это требует соответствующих кредитов. «В Китае более дешевая рабочая сила, локальное оборудование и комплектующие для переработки, более низкая стоимость строительства. Поэтому целесообразность осуществления крупных перерабатывающих проектов в РФ для бизнеса неочевидна», — считает Михаил Аким.
Многих россиян волнует возможное подорожание потребительских товаров из-за ослабления рубля. Участники рынка уже с уверенностью прогнозируют скорое подорожание автомобилей, бытовой техники и электроники, ведь большинство товаров этой категории на нашем рынке — импортные. Кроме этого, по мнению академического руководителя магистратуры «Менеджмент в ритейле» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Александра Лебедева, с высокой вероятностью вырастут цены и на другие категории потребительских товаров и услуг. «Увеличится стоимость платных медицинских услуг, — предупреждает эксперт. — Например, стоматологических. Здесь используется много импортных расходных материалов, имеющих высокий удельный вес в себестоимости услуг. Из товарной категории наибольший рост цен ждет одежду и особенно обувь. Здесь так же велика доля импорта, поэтому эти товарные группы очень чувствительны к изменению курса рубля», — заключил Александр Лебедев.
Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, доктор физико-математических наук Сергей Филонович в ходе скрупулезной архивной работы установил авторство неизданного перевода великой книги — «Начал» Исаака Ньютона. Судьба научного труда, определившего основы всего современного естествознания, — «Математических начал натуральной философии» Исаака Ньютона — сложна во многих отношениях. «Сегодня нам удалось установить личность переводчика — это Александр Захарович Чекалов, на свой страх и риск выполнивший огромную работу по переводу «Начал» Ньютона и, судя по всему, на протяжении всей жизни пытавшийся добиться публикации перевода. Более того, нам удалось найти оригинал рукописи в фондах Пулковской обсерватории Санкт-Петербургского филиала РАН — это большая удача!» — рассказал Сергей Филонович.
Если жители РФ хотят приобрести компьютер или смартфон, то ждать нет никакого смысла, так как эта техника не будет дешеветь, если не считать короткого периода промо-акций на продажу ПК для школьников в конце августа и в начале сентября. Об этом корреспонденту ИА Регнум 12 июля заявил Александр Лебедев, академический руководитель магистратуры «Менеджмент в ритейле» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Так он прокомментировал прогнозы «Известий» о том, что к осени компьютеры и смартфоны в России могут подорожать на 10%. По его словам, с такими предположениями можно согласиться, так как росту цен способствуют инфляционные ожидания, курсовая разница, а также проблемы с логистикой. В то же время сильный рост цен сдерживается за счет затоваривания рынка, потому что еще с 2022 года в Россию завезли большое количество техники и эти запасы еще не исчерпаны.
Анна Веселова, директор Центра управления устойчивым развитием компаний (ESG-центр) Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, пояснила, что стоит за аббревиатурой ESG: «Впервые аббревиатура ESG была публично представлена в отчете Международной финансовой корпорации в партнерстве с Глобальным договором ООН «Who Cares Wins» в 2004 году. Затем в 2006 году, также при поддержке ООН, была разработана инициатива «Принципы ответственного инвестирования». На протяжении последних 20 лет крупнейшие компании соревнуются друг с другом, реализуя инициативы в области E — экологии, S — социальной сферы, включающей сотрудников и их рабочее пространство, сообщества и другие социальные аспекты и G — управления, включающие новации в корпоративном управлении, прозрачность отчетности, антикоррупционные практики. Ключевыми драйверами ESG-трансформаций являются ожидания инвесторов и доступ к выгодным условиям кредитования, требования регуляторов и, к сожалению, намного реже по-настоящему ответственное отношение лиц, принимающих решения, к вопросам устойчивого развития. Одной из наиболее понятных метрик продвинутости компании в области ESG является ее позиция в ведущих ESG-рейтингах».
В 2022 году Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ выпустила исследование, согласно которому около половины россиян уверены в избыточности своей квалификации. В результате сотрудники не удовлетворены текущей работой и находятся в перманентном поиске подходящего места, более соответствующего их навыкам. Интересно, что этот факт идет вразрез с жалобами работодателей на отсутствие квалифицированных кадров. Кроме того, полученные данные не соответствуют расхожему убеждению, будто от понятной и легкой работы невозможно устать и уж тем более выгореть.