Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ) подписала Соглашение об академическом обмене с лидером бизнес образования Африканского региона — Rabat Business School (RBS) — Бизнес-школой Рабата, Марокко. Это первое партнерство ВШБ в Африке. Оно является важным шагом в развитии международных связей в глобальном образовательном пространстве. Ранее ВШБ стала членом «Ассоциации бизнес-школ Азиатско-Тихоокеанского региона». Обе бизнес-школы взяли на себя обязательства по проведению различных совместных мероприятий. Благодаря Соглашению, студенты России и Африки получат возможность участвовать в программах мобильности, предоставляющих глубокие знания специфики региона, а также опыт международного взаимодействия. Партнерство предусматривает совместные проекты, обмен передовыми практиками и знаниями в области бизнес-образования.
СМИ о нас
Россия присоединилась к мировым климатическим инициативам, и лес внезапно оказался важнейшим элементом для возможности достижения климатической нейтральности российской экономики. Аким Михаил, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, рассказал о перспективах развития этого сегмента. «В условиях, когда проекты по внедрению наилучших доступных технологий (НДТ) затруднены как финансово, так и в первую очередь доступностью оборудования и решений, а для реализации возможности декарбонизирующей способности лесов многого не надо — сами вырастут, — считает эксперт. — С этим связан ключевой фокус на «естественное» лесовосстановление при минимальной доле искусственного восстановления и лесоразведения. Соответственно внимание российского сообщества сфокусировалось на измерении и обосновании положительного влияния леса, способности по улавливанию углерода, а не по внедрению передовых технологий лесовоспроизводства и лесопереработки. Поэтому возникают вопросы: а зачем нужны эти пеллеты и брикеты и вообще что такое биотопливо и нужно ли его использовать в ХХI веке?»
Рекламная отрасль отчиталась о рекордных оборотах за полугодие. Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) подвела итоги развития российского рекламного рынка за первое полугодие 2023 года. По её данным, общий объем рекламы в средствах её распространения за 6 месяцев превысил 315 млрд рублей. Это на 27% больше, чем за тот же период 2022 года, и на 19% больше, чем за первое полугодие 2021–го. Сергей Веселов, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и вице-президент АКАР, подчеркивает, что во II квартале фактически все сегменты и подсегменты отечественного рекламного рынка показали положительную динамику. «Традиционно ведущие позиции занимают телевидение и интернет - их суммарная доля на российском рекламном рынке в последние пару лет стабильно колеблется на уровне 88-89%. Доля наружной рекламы приближается к 8%, доли радио и особенно прессы весьма скромны», — говорит он.
Быстрорастущие компании в РФ стали зарабатывать больше. Несмотря на сокращение числа быстрорастущих компаний (БРК) по итогам 2022 года, во многом из-за санкций в связи с военными действиями РФ на Украине, среднегодовые темпы прироста выручки и чистой прибыли компаний-«газелей» составили 45% и 91% соответственно (против 31% и 43% годом ранее). Санкции не привели к изменению списка видов бизнеса, где успешно развиваются БРК, но сильнее, чем пандемия, повлияли на межсекторное распределение, в котором, впрочем, по-прежнему лидирует АПК. «По нашим экспертным оценкам, предварительно число «газелей» по итогам 2022 года не уменьшилось», - говорит директор Института менеджмента инноваций Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Дан Медовников. По его словам, «газели» стали в целом крупнее, а судя по тому, как такие компании прошли период пандемии, среди них больше тех, кто выигрывает от кризиса, чем проигрывает. Отметим, что в случае санкций причинами роста БРК выступали снижение конкуренции на внутреннем рынке и резкое повышение спроса на российские решения.
Ассоциация бизнес-школ Азиатско-Тихоокеанского региона (AAPBS) — первое объединение бизнес-школ региона, в которое вступила ВШБ. Ассоциация реализует свою миссию, организуя сотрудничество через исследования и обучение, а также работая в партнерстве c крупнейшими корпорациями региона над улучшением стандартов и качества образования бизнес-школ. Для Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ присоединение к ассоциации — важная часть стратегии развития международных связей. В состав The Association of Asia-Pacific Business Schools (AAPBS) входит более 150 ведущих университетов и бизнес-школ Австралии, Вьетнама, Китая, Индии, Индонезии, Республики Корея, Малайзии, Новой Зеландии, России, Сингапура, Тайваня, Таиланда, Филиппин, США, Японии ряда стран Европы и Латинской Америки. Аффилированные члены AAPBS – ведущие ассоциации в области бизнес-образования мира EFMD, AACSB, AMBA.
Эксперты говорят: осенью конкуренция на рынке труда выше. Многие привыкли начинать жизнь с осени, к тому же в сентябре работу ищут выпускники и те, кто провел лето в свободном плавании. Претендентов на каждую вакансию становится больше — но и число самих вакансий растет. Сейчас на рынке труда востребованы рабочие специальности, инженеры и IT-специалисты, медицинские работники и специалисты в сфере ЖКХ. Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Станислав Киселев выступил экспертом телепередачи «Доброе утро». «Востребованы рабочие специальности, так называемые «синие воротнички», — от 40 до 50% компаний испытывают нехватку сотрудников. Причины тому — демографические ямы 90-х годов. Востребованы программисты, разработчики, дизайнеры, тестировщики и те, кто может управлять коллективом ИТ-специалистов. Здесь на одну вакансию от двух до пяти претендентов на место. Вакансий большое количество вакансий. В связи с тем, что строится много нового жилья, возрастает потребность в работниках, способных поддерживать такое большое хозяйство, — квалифицированных сотрудниках ЖКХ. Здесь на руководящие должности очень сложно найти квалифицированных специалистов».
Создание учебного кейса в партнерстве с бизнес-школой помогает компаниям эффективно решать различные задачи бизнеса. Андрей Старков, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, с многолетним опытом работы в маркетинге в международных компаниях (Crocs, L’Oreal), рассказал, какие преимущества от такой формы сотрудничества получают компании. «Ведущие бизнес-школы часто приглашают реальных героев кейсов для участия в их обсуждении. Концепция «живого кейса» активно используется и на корпоративных кейс-чемпионатах. Например, для ежегодного кейс-чемпионата по теме операционной эффективности Высшей школой бизнеса НИУ ВШЭ был разработан кейс в партнерстве с УГМК. В чемпионате приняли участие команды из Газпром нефть, Лукойл, Норникель, Segezha Group, ГК Мангазея, ING, а сам кейс презентовал заместитель директора по операционной деятельности УГМК», — рассказал о практике внедрения кейс-метода эксперт.
Сервис облачного гейминга GeForce Now (GFN.ru) закрывается. Эксперты и вовсе сомневаются в успехе самой идеи облачного гейминга в России: он требует больших инвестиций в инфраструктуру, при этом не слишком востребован среди пользователей — игры из облака идут с задержками, приходится ждать своей очереди, чтобы поиграть, а зарубежных новинок в каталогах нет. «Сочетание двух факторов: во-первых, трудности с взаимодействием из России с западными компаниями, вызванные санкциями, во-вторых, недостаточный объем рынка», — рассуждает основатель Vengeance Games LLC и преподаватель программы «Менеджмент игровых проектов» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Константин Сахнов о причинах закрытия GFN.ru. Ранее эксперты прогнозировали, что объем российского рынка может составить в 2024 году $68 млн, увеличившись в 14,8 раза по сравнению с 2020 годом ($4,6 млн), а среднегодовой темп роста будет на уровне 94%. «Полагаю, в текущих реалиях эта цифра стала значительно ниже. Иначе зачем уходить с рынка, который вырастет в 10 и более раз всего за несколько лет?» — говорит Сахнов.
Монография «Управление клиентоориентированной компанией» стала одной из первых масштабных работ, которая систематизирует научные знания и подходы к изучению клиентоориентированности за последние 30 лет. Научная работа также содержит большой массив примеров практического внедрения российскими компаниями концепции ориентирования на клиента. На основе результатов лонгитюдных исследований была разработана и протестирована в реальных условиях российского рынка комплексная многомерная шкала клиентоориентированности из 24 индикаторов. Над книгой работал коллектив авторов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ — В.А. Ребязина, О.В. Гулакова, О.А. Кусраева и Высшей школы менеджмента СПбГУ — М.М. Смирнова. Клиентоориентированность — одна из основных концепций современного маркетинга, которая стала активно развиваться в 1990-х. Авторы сделали особый акцент на детальном анализе специфики развития данной концепции и инструментов ее реализации на российском рынке.
Япония приступила к сбросу в Тихий океан воды, которая использовалась для охлаждения реакторов аварийной АЭС «Фукусима-1» в 2011 году. МАГАТЭ одобрило такое решение. Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким отмечает, что, по данным разных источников, японское правительство рассматривало разные варианты — например, такие как выброс воды в воздух в виде пара или закачивание ее глубоко под землю. «Однако, по свидетельствам экспертов, некоторые жизнеспособные альтернативы, такие как длительное хранение в более прочных резервуарах до тех пор, пока естественный радиоактивный распад не снизит концентрацию до очень низкого уровня (50-100 лет), не были серьезно оценены, — говорит Михаил Аким. — Указывалось на отсутствие полной инвентаризации того, какие радиоактивные элементы остались в резервуарах».