В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Рынок ипотечного кредитования трансформируется под влиянием тенденций в экономике. Как изменилась ипотека, что ждать от этого года и сумеет ли ЦБ «остудить» рынок рассказывает Александр Габриелов, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель программы «Международный бизнес». В прошлом году на рынке большое распространение получили субсидируемые ипотечные кредиты, которые составили более трети от всех выданных кредитов. Причем, когда мы говорим о субсидируемой ипотеке, речь не только о государственных мерах поддержки (например, «семейная ипотека» и «льготная ипотека»), но и о программах субсидирования ставки застройщиками, которые часто комбинируются с госпрограммами. Прошлый год вообще прошел под знаком низких ставок от застройщиков, которые опускались вплоть до 0,01% годовых. С одной стороны, эта мера поддержала спрос за счет существенного снижения ежемесячных платежей.
Игровая индустрия активно развивается, несмотря на глобальную турбулентность. Минцифры называет поддержку производства видеоигр приоритетом на ближайшие пять лет. Константин Сахнов, основатель Vengeance Games LLC и старший преподаватель программы «Менеджмент игровых проектов» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, рассказывает о том, что происходит на российском игровом рынке и о перспективах его развития. Во всем мире объем игровой индустрии по итогам 2022 года составила около $200 млрд, следует из отчета аналитического агентства Newzoo. Российский сегмент потребления игр, как и практически любой локальный рынок, по сравнению с этой цифрой довольно невелик: в 2021 году его объем превысил $2 млрд. При этом, по данным российского локализатора видеоигр Allcorrect, который ссылается на Newzoo, почти половина населения страны — геймеры: в 2020 году их насчитывалось 66 млн человек.
Эксперты объединились, чтобы повышать качество и совершенствовать системы высшего и дополнительного профессионального образования. Фонд развития профессиональных квалификаций Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ФРПК) и Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ) заключили соглашение о сотрудничестве. В рамках соглашения ВШБ создаст рабочие группы для взаимодействия представителей отраслевого бизнеса, вузов и государства. Группы будут участвовать в подготовке описаний профессий по отдельным отраслевым областям, видам деятельности на основе расширенного информационного блока, такого как сфера применения профессии, перспективы ее развития, возможности получения образования, оценки квалификации, специальные допуски и возможности трудоустройства.
В апреле в первом чтении был принят законопроект о запрете продажи пакетов и одноразовой посуды из пластика на территории, близкой к озеру Байкал. Запрет не только поможет уменьшить количество пластиковых отходов, но и окажет влияние на повышение осведомленности о важности защиты природных территорий от антропогенного загрязнения, рассказал профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким. «Запрет может стимулировать разработку и использование экологически чистых альтернатив пластику, которые могут иметь долгосрочные преимущества для окружающей среды», — считает эксперт. По его словам, заменой полиэтиленовым пакетам может стать альтернативная бумажная упаковка, которая быстрее разлагается и наносит значительно меньший вред почве.
В день мы совершаем до десяти платежей, и большая часть из них — бесконтактные. Сегодня потребители могут воспользоваться одним из шести способов оплаты: по биометрии, QR-коду, стикерам, мобильному приложению, банковской карте и через интернет. Экономист, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Комаров вместе с корреспондентом программы «Доброе утро» разбирается, какой способ самый удобный, быстрый, а главное безопасный. Начать рекомендуется с установки лимита на операции в день.
Фонд развития профессиональных квалификаций Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ФРПК) и Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ) заключили соглашение о сотрудничестве. Эксперты объединились, чтобы повышать качество и совершенствовать системы высшего и дополнительного профессионального образования. В рамках соглашения ВШБ создаст рабочие группы для взаимодействия представителей отраслевого бизнеса, вузов и государства. Группы будут участвовать в подготовке описаний профессий по отдельным отраслевым областям, видам деятельности на основе расширенного информационного блока, такого как сфера применения профессии, перспективы ее развития, возможности получения образования, оценки квалификации, специальные допуски и возможности трудоустройства. Также в планах партнеров – создание экспертной площадки для обсуждения региональных и международных вызовов сферы логистики, перспектив логистического рынка и подготовки кадров для организации цепей поставок. С этой целью в октябре 2023 года запланировано проведение в Москве I Международного Конгресса «Трансформация цепей поставок» (Supply Chain Solutions 2023).
Результаты пилотного исследования Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ стали одними из первых в области онлайн-доверия потребителей в России. На первом этапе рабочая группа провела опрос представителей молодого поколения: в нем приняли участие более 250 респондентов в возрасте от 18 до 35 лет. Полученные данные легли в основу модели формирования потребительского доверия при использовании онлайн-сервисов. Эксперты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ: Вера Ребязина, доцент, заместитель директора ВШБ, руководитель департамента маркетинга ВШБ, и Эдуард Тункевичус, студент единого трека обучения магистратура-аспирантура НИУ ВШЭ, провели презентацию пилотного исследования в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) конференции.
Категория duty free в апреле установила несколько рекордов, а затем вернулась в норму. Эксперты объясняют это всплеском «потребительского оптимизма». Александр Лебедев, академический руководитель магистратуры «Менеджмент в ритейле» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, поясняет: «В прошлом году внешние события существенно повлияли на уровень потребительской уверенности пассажиров. Поскольку товары duty free не относятся к категории первой необходимости, люди предпочли снизить уровень трат. А сейчас произошла адаптация большинства потребителей к текущей ситуации, что вылилось в рост расходов в этой категории». Александр Лебедев считает, что в ближайшее время не предвидится восстановления международного турпотока, в том числе транзитных пассажиров.
Нейросети и чат-боты дают мошенникам новые возможности для обмана. В беседе с ФАН профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Комаров рассказал, какой должна быть «интернет-гигиена» и как обезопасить свои данные при работе с чат-ботами и нейросетями. Чат-боты работают с информацией и данными, которые человек добровольно и самостоятельно выложил в Сеть. По словам эксперта, современные технологии нейросетей собирают информацию и обучаются на основе ответов пользователей. «То есть речь о том, что пользователь сам сообщает чат-боту чувствительную информацию или она уже находится в открытых источниках. Это могут быть не только личные сведения, но и корпоративные конфиденциальные данные», — объяснил эксперт. Когда информация оказалась в интернете, чат-бот может на основе ассоциаций через уточняющие запросы собрать эти данные для статистики. На этом далее строится система «рекомендаций».
За счет этого актива компания хочет повысить узнаваемость бренда и снизить стоимость привлечения клиентов. На туристическом рынке ранее никто не приобретал отраслевые издания, но сервисы бронирования билетов запускали собственные бренд-медиа, говорит академический руководитель магистратуры «Менеджмент в ритейле» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Александр Лебедев. Свое отраслевое СМИ — эффективный инструмент продвижения для компаний, считает управляющий партнер Depot Алексей Андреев. Современные потребители пресыщены информацией, часто они забывают бренды, которые видят на баннерах в интернете, из-за пресыщенности рекламой, говорит Лебедев: «Поэтому логично, что компании перераспределяют бюджет на маркетинговые коммуникации в сторону узкоспециализированных медиа, где уровень вовлеченности лояльной аудитории в контент выше».