В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Последовательное ужесточение мер по регулированию потребления спиртных напитков началось в России в 2000-х, напоминает академический руководитель магистратуры «Менеджмент в ритейле» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Александр Лебедев. В 2006 году была создана Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), введены акцизные марки. В 2009 году разработана «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации». Эти меры дают результат: общие объемы потребления алкоголя за 15 лет сократились. Доля людей, в принципе не употребляющих алкоголь, выросла с 23,7% в 2006 году до 38,8% в 2018-м. При этом наибольший прирост числа трезвенников наблюдается среди молодежи. Например, по данным исследования 2022 года социолога из НИУ ВШЭ Валерии Кондратенко, доля россиян в возрасте от 14 до 22 лет, употребляющих алкоголь, за последние полтора десятилетия упала более чем вдвое.
Достижения ученых в области искусственного интеллекта поражают воображение. На фоне новостей о том, что ИИ притворился слепым и обошел систему CAPTCHA, нейрость сгенерировала прогноз погоды и других невольно задаешься вопросом, стоит ли переживать о столь стремительном развитии технологий. В беседе с ФАН профессор, руководитель департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Евгений Зараменских рассказал о рисках и угрозах для человечества от неконтролируемой работы систем на базе искусственного интеллекта.
«Любое ИИ-решение - это программный код, который запускается и исполняется аппаратным обеспечением: серверами, мощными компьютерами и прочим. У человека в любом случае останется контроль над физическим миром, в котором у этого аппаратного обеспечения есть кнопка выключения. И ни одна программа, даже самая «умная», не сможет нажать ее самостоятельно. А сценарий, при котором роботы на базе ИИ будут защищать эту кнопку от человека, на текущий момент нереализуем ввиду слабого развития робототехники», - отметил собеседник ФАН.
Михаил Аким, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ: «В рейтингах, а также в заявлениях и отчетах компаний, информация о состоянии их цепочки поставок часто упускается из виду или намеренно скрывается (так называемый «гринвошинг»), вместо этого выпячивая менее важные, но легко достижимые показатели. Это является глобальной проблемой. Фрагментация глобальных цепочек поставок увеличивается до такой степени, что это затрудняет определение, где именно производится сырье и многочисленные компоненты продуктов. В частности, многие компании, имеющие опыт международного бизнеса, на протяжении предыдущих десятилетий выносили наиболее грязные производства в развивающиеся страны, как и внутри компаний, так и перенося их к своим поставщикам, что дополнительно усложняет задачу отслеживания экологического следа компаний».
В России будет запущен эксперимент по онлайн продаже спиртного. Пока в него войдут лишь три региона, а купить дистанционно можно будет только российские вина, но бизнес стремится расширить рынок сбыта и ассортимент. Такая возможность обсуждается уже много лет, но до сих пор находятся и сторонники, и противники инициативы. Доля онлайн-продаж в портфеле ритейлеров продуктов питания стабильно увеличивается все последние годы, напоминает академический руководитель магистратуры «Менеджмент в ритейле» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Александр Лебедев. Эпидемиологические ограничения во время пандемии приучили широкие слои населения к практике онлайн-заказов и сыграли заметную роль в развитии электронной коммерции. «Онлайн продажи алкоголя предоставляют возможность заказывать напитки из дома или офиса, – отмечает Лебедев. – Это, вероятно, приведет к увеличению продаж и прибыли, поскольку покупатели смогут легко и удобно заказывать алкоголь в любое время суток». По мнению эксперта, также расширится локальный выбор напитков, так как большее число людей получат доступ к ассортименту федерального пула поставщиков.
Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель программы «Электронный бизнес и цифровые инновации» Михаил Комаров: «Российский и московский рынок разработчиков мобильных приложений претерпел ряд изменений. Так в 2022 году было сокращение вакансий до 60%. С началом 2023 года наблюдается рост числа вакансий на 40-50%. В целом, я бы не привязывал географическое положение компании-разработчика с задачей разработки. Мобильность как ресурс уже более пяти лет рассматривается мной, как один из ключевых трендов, поэтому спрос на мобильные решение и фокус на работу с «мобильными» пользователями продолжает расти. Соглашусь с рядом аналитических агентств о том, что к 2025 году для ритейла, фокус в приложениях, возможно, сместится на использование чат-ботов/помощников — чтобы клиент мог через чат-бота или голосового помощника сделать заказ, согласовать время и детали доставки, без дополнительных действий в самом приложении».
Сегодня во многих странах мира популяризируется использование альтернативных видов топлива, а в планах — увеличение производства «альтернативного» автотранспорта. При каких условиях удастся пересадить на него автовладельцев выясняла корреспондент «Ъ-СПб» Марина Ковалева. Что касается России, то, по данным аналитического агентства «Автостат», в нашей стране сегодня насчитывается около 21 тыс. электромобилей. «Это примерно 1% от всех легковых машин в стране. Однако эта цифра постоянно растет. Только в этом феврале было зарегистрировано более 500 новых машин на электроходу. Лидером по числу электромобилей традиционно является Центральный федеральный округ. Здесь зарегистрировано около 6 тыс. электромобилей, или примерно 28% от общего числа», - уточняет Михаил Аким, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. При этом для реализации преимуществ электромобилизации требуется выполнение двух условий: снижения цены электромобилей и наличия зарядной инфраструктуры. «Для среднего потребителя, особенно в регионах, цены и отсутствие зарядной инфраструктуры пока являются барьером для покупки новых электромобилей»,— поясняет он.
В послании Федеральному собранию и на недавней встрече с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) президент РФ Владимир Путин сделал особый акцент на импортозамещении. В беседе с ФАН директор Института менеджмента инноваций Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Дан Медовников рассказал о вкладе отечественных динамично развивающихся компаний в экономический рост страны. Как отметил эксперт, быстрорастущие компании вносят решающий вклад в экономический рост страны в относительно спокойные времена, и тем более во время выхода из кризиса. Медовников также приводит расчеты Института международных исследований. По данным ИМИ, занимая относительно небольшую долю среди всех российских компаний (15%), они обеспечивают более 60% прироста всей выручки в экономике. За последние несколько лет они стали важнейшими фактором импортозамещения.
Преподаватели вузов, бизнес-школ и корпоративных университетов получат бесплатный доступ к Коллекции кейсов Национального ресурсного центра учебных кейсов ВШБ. Все кейсы разработаны в 2020-2023 годах и отражают актуальные вызовы и реальные бизнес-ситуации из практики ведущих российских компаний: Яндекс, УГМК, ВкусВилл, Мегафон, Аэрофлот, МТС, OZON, Segezha Group, ГК «Медси», Агрохолдинг «Степь», «Биннофарм Групп», ГК «Детский мир», X5 и др. Доступными станут более 50 учебных кейсов, разработанных в последние годы ведущими преподавателями Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ совместно с представителями бизнеса. Каждый комплект материалов включает текст учебного кейса и методические указания для преподавателей. Решение открыть доступ к коллекции продиктовано, в том числе, тем, какой огромный интерес в бизнес-сообществе и в вузовской среде вызвал недавно вышедший сборник полноформатных учебных кейсов «В поисках источников роста», основанный на анализе реальных бизнес-ситуаций из практики портфельных компаний АФК «Система».
Кризис логистики, порожденный рецессией, пандемией и санкциями, отразился прежде всего на международных цепях поставок. Они все еще в состоянии радикальной перестройки. Как справляются российские компании — исследование Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и КСЛ. Основные трудности — в закупках и логистике. Российские компании-импортеры считают самыми серьезными проблемами: задержки в доставке товаров (48%), существенное удорожание логистики (47%). Такие данные получены в ходе совместного исследования процессов перестройки международных цепей поставок, проведенного Высшей школой бизнеса НИУ ВШЭ и Координационным советом по логистике (КСЛ). При этом отказ производителей от поставок в Россию и удорожание самих товаров оказались менее значимыми. Эти проблемы в качестве критических отметили 36 и 32% респондентов соответственно. Задержки в сроках доставки товаров почувствовали на себе в 2022 году практически все компании.
Константин Сахнов основатель Vengeance Games, доцент Высшей школы экономики, преподаватель программы «Менеджмент игровых проектов» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ: «Тяжело вывести продукт и в плане культурной адаптации, и в плане того, что есть запреты на демонстрацию крови, открытых скелетов, убийства панд и много-много-много чего. Но все это, на самом деле, преодолимо. И мы можем нанимать экспертов-китаистов, которые помогут с культурной адаптацией, с локализацией. Но главная проблема в том, что россиян не пускают юридически на китайский рынок. Существует национальная комиссия в Китае, которая выдает игровые лицензии. И она выдает их в первую очередь китайским разработчикам и издателям. Иностранных разработчиков они не особо пускают на свой рынок, и в целом игровой рынок довольно монополизирован. И если этот вопрос как-то будет решен, это, конечно, было бы очень круто».