Проект по созданию совместных программ двух дипломов с вузами в российских регионах реализуется в НИУ ВШЭ уже несколько лет. За последние годы число таких программ выросло до 12. Программа двух дипломов — это образовательный формат, который позволяет студентам получить уникальный набор знаний и компетенций, а также сразу два диплома — Вышки и вуза-партнера. В рамках программы НовГУ и НИУ ВШЭ будут готовить высококвалифицированных управленцев для разных отраслей экономики. «Программа двух дипломов по менеджменту НовГУ и НИУ ВШЭ является важным проектом как для Высшей школы бизнеса, так и для НИУ ВШЭ. Мы убеждены, что образовательная программа двух дипломов даст стимулы талантливым молодым людям оставаться в регионе и развивать карьеру в растущей экономике и инновационных проектах Новгородской области», — рассказала заместитель директора, руководитель департамента маркетинга Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Вера Ребязина.
СМИ о нас
Секонд-хенды с привезенной из Европы одеждой могут перестать работать в России. Так власти надеются начать развивать внутренний рынок. С проблемами торговые точки могут столкнуться из-за намерений ограничить ввоз вторсырья в страну. Соответствующие меры до 1 сентября должны разработать Минприроды, Минэкономразвития и Минпромторг. Ранее эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ Александр Лебедев отметил растущую популярность секонд-хендов в России. Спикер связал ситуацию с уходом западных брендов.
Как складывается ситуация в вопросе развития отечественных брендов одежды, рассказывает Татьяна Ветрова, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ: «На днях появились новости, что компания MAAG в августе может покинуть Россию. Говорили о нерентабельности проекта, о неудачной замене Zara. Позже Минпромторг опроверг эти сообщения, но остаются вопросы: какие вещи, какого качества и по каким ценам россияне будут покупать в магазинах вместо ушедших марок? Давайте разберемся. MAAG – это все же новый бренд, который не имеет прямого отношения к Zara. Его создали специально для российских потребителей и выкупили торговые помещения, где раньше располагались магазины Zara. Так как MAAG изначально позиционировал себя как аналог Zara, а не как самостоятельный бренд, покупатели начали сравнивать эти марки, ожидая увидеть то, что есть в официальной сети Zara. У многих ожидания не оправдались: коллекции, естественно, отличаются, поэтому спрос не такой большой».
Коллектив авторов департамента маркетинга Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ удостоился награды за лучший доклад в рамках секции по развивающимся рынкам международной конференции «2023 Global Marketing Conference at Seoul». Организатором конференции выступил Global Alliance of Marketing & Management Associations (GAMMA), собравший на одной площадке почти 700 известных ученых и специалистов-практиков из стран Азии, Европы и Америки, а также Австралии и Новой Зеландии. Эксперты ВШБ не только приняли активное участие в работе конференции, но и выступили в качестве со-организаторов секции «Marketing in Emerging Markets». Вера Ребязина, Александр Красников, Елена Шарко из департамента маркетинга ВШБ НИУ ВШЭ и Мария Смирнова, Высшая школа менеджмента СПбГУ, представили доклад на тему «Revisiting Customer Orientation-Innovation Balance in Shaping Firm Performance in VUCA Context» и были удостоены диплома «Best Conference track Paper».
Европейский парламент в 2021 г. ввел правила, требующие от компаний устранять их негативное влияние на экологию. Под таким влиянием подразумевается вред окружающей среде, связанный как с работой самой компании, так и ее производственно-сбытовых цепочек. Главная цель ограничений — декарбонизация действующих производств. При этом требования распространяются, в том числе, на компании за пределами Европейского Союза (ЕС). Например, китайские партнеры, ведущие активную торговлю с ЕС, попадают под данные правила, отмечает профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким. Россия просто не может игнорировать международные тенденции, оправдываясь санкциями, поэтому внедрение требований углеродной отчетности для отечественных компаний необходимо рассматривать в глобальном контексте, считает он.
Статистика говорит о том, что инженеров в России все больше. Система высшего образования действительно выпускает ежегодно сотни тысяч таких специалистов. Еще в 2021 г. общее число выпускников российских вузов составляло 813 300 человек, из которых 234 500 (28,8%) получили образование в сфере инженерного дела, технологий и технических наук, следует из данных статистического сборника «Индикаторы образования 2023», который ВШБ НИУ ВШЭ выпускает совместно с Минобрнауки, Минпросвещения и Росстатом. В вузовской среде не все разделяют мнение, что нехватка инженерных кадров решается лишь количественными показателями. В апреле 2023 г. профессор департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами ВШБ НИУ ВШЭ Елена Варшавская в докладе на семинаре в Высшей школе бизнеса этого вуза указала, что с 2010 по 2023 г. число инженеров разных профилей в России выросло с 6,1 млн до 6,9 млн человек, т. е. на 13%.
Минэкономразвития России, Сбер, Ассоциация развития финансовой грамотности, Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ и ТПП РФ представили итоги ежегодного исследования «Индекс предпринимательской образовательной активности». Индекс предпринимательской образовательной активности — сводный интегральный расчетный показатель, отражающий уровень востребованности образовательных программ в сфере предпринимательства и вовлеченности российского населения в такие образовательные программы с учетом региональных особенностей. В ТОП-3 регионов Камчатский край занял третье место со значением индекса предпринимательской образовательной активности 0,32. В то время, как среднее значение по России составило 0,15. «Повышение уровня знаний в сфере предпринимательства является одним из важных направлений деятельности Центра «Мой бизнес», который оказывает поддержку в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», – отметила директор АНО «Камчатский центр поддержки предпринимательства» Юлия Богаевская.
Зарплаты в IT–отрасли растут небывалыми темпами. При этом компании пытаются экономить на специалистах по продажам и маркетингу. Медианная зарплата российских сотрудников IT–сферы по итогам первых 6 месяцев 2023 года составила 165 тыс. рублей. Это на 10% больше, чем за второе полугодие 2022 года, следует из исследования «Хабр Карьеры». Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и руководитель департамента бизнес-информатики Евгений Зараменских считает, что нельзя однозначно утверждать, какой язык программирования является наиболее востребованным. «Если бэкенд-разработчик уровня middle на Python получает 180 тыс. рублей, то его коллега аналогичного уровня в Ruby on Rails получает немногим меньше — 169 тыс. При этом у второго имеются гораздо более интересные зарплатные перспективы. Бэкенд-разработчик на Python senior-уровня может рассчитывать на 297 тыс. рублей в месяц, а senior-специалист на Ruby on Rails - и на 350 тыс.», — объясняет он.
Детские товары немного подешевеют благодаря снижению ставки НДС на эту товарную категорию с ныне действующих 20% до 10%. Правительство уже внесло в Госдуму законопроект о расширении списка товаров, облагающихся пониженной налоговой ставкой. Поддержка потребительского спроса и повышение конкурентоспособности во многом достигается за счет снижения розничных цен на детские товары, и в случае принятия законопроекта россияне вправе ждать, что товары для малышей подешевеют. «Если список товаров, подпадающих под сниженную до 10% ставку НДС, будет расширен, то это изменит ценообразование, что и отразится на цене на полках магазинов, — объясняет академический руководитель магистратуры «Менеджмент в ритейле» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Александр Лебедев. — Конечно, цены снизятся не сразу после принятия закона, ведь у торговых организаций есть складские остатки, закупленные еще с прежней, высокой ставкой НДС».
Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» Кирилл Рожков рассказал, какие тенденции будут преобладать на рынке туризма в России в 2023 году. Ростуризм рассматривает возможность введения нулевого НДС для туроператоров. Депутаты Госдумы приняли закон, освобождающий туроператоров от НДС при продаже путевок по России. Об этом сообщили в пресс-службе Госдумы. Документ изменит Налоговый кодекс в целях реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики. Авторами правок выступили председатель ГД Вячеслав Володин и лидеры фракций.