В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
В беседе с ФАН профессор департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель программы «Электронный бизнес и цифровые инновации» Михаил Комаров, рассказал, каковы перспективы замещения импортного ПО российским. По словам эксперта, на сегодняшний день важно обеспечить спрос на российские продукты. Именно эта задача решается в рамках дорожных карт, реализуемых по итогам соглашений о сотрудничестве между правительством и ведущими российскими компаниями и госкорпорациями. «По сути, такой вариант частно-государственного партнерства можно считать гарантией того, что доля высокотехнологичной конкурентной продукции на российском рынке будет расти. Сегодня она уже составляет 40-50%. Говоря о развитии, не следует также забывать о высоком экспортном потенциале российского ПО в дружественные нам страны», — объяснил эксперт.
«Бизнес-образование, - объясняет Сергей Филонович, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, - как всякое профессиональное образование, нацелено на ускорение карьеры человека, в данном случае - в бизнесе. Если исчезновение бизнеса в нашей стране не планируется, то и вопрос о карьерном росте в этой сфере не уходит с повестки дня». Опрошенные эксперты выделили три основных направления будущих изменений. Первое из них - пересмотр МВА, о чем рассказал Филонович:«Здесь требуются более радикальные изменения, поскольку они решают задачу не первичного формирования управленческого мышления, а задачу адаптации этого мышления к текущей ситуации. Роль политики в современном бизнесе резко возросла. Между тем в программах МВА тема политики либо вообще не затрагивалась, либо рассматривалась весьма поверхностно. Модель идеальной конкуренции, лежавшая в основе многих курсов по стратегии, стала неактуальной. Но сама конкуренция никуда не исчезла, она приобрела новые, зачастую гораздо более изощренные и жесткие формы».
Преподаватели и сотрудники НовГУ продолжили изучение практик Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ в ее кампусе. 2-3 февраля 2023 года прошел второй модуль программы повышения квалификации «Развитие бакалавриата по направлению «Менеджмент»: модель Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ» для преподавателей и сотрудников Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. После первого модуля, состоявшегося в январе в НовГУ, 25 его преподавателей и сотрудников продолжили изучение практик Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ в формате 2-дневного интенсива от ведущих экспертов и руководителей образовательных программ ВШБ.
«Снижение зависимости ЕС от ископаемого топлива приводит к новой зависимости от китайской продукции, в частности солнечных фотоэлектрических технологий. Поскольку развертывание солнечной энергетики быстро набирает обороты по всему миру, Германия и Европа ставят задачи восстановления своих позиций в производстве оборудования для солнечных фотоэлектрических систем, для уменьшения зависимости от Китая в области энергетической безопасности и получения прибыли от быстрорастущего рынка», - прогнозирует Михаил Аким, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.
Германия объявила о выделении 200 млн евро на экономические и социальные проекты в Бразилии, которые включают в себя и новые инвестиции в зеленый водород. Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким в беседе с ФАН оценил возможности Германии найти замену газовым поставкам из России, расширяя инвестиции, в том числе, в производство зеленого водорода в Бразилии.«Возобновляемому водороду в мире уделяется все больше внимания, включая субсидии, меры господдержки, развитие международных проектов. Например, в Бразилии начинается строительство одного из крупнейших в мире заводов по производству зеленого водорода и аммиака, в которую Unigel, крупнейший в стране производитель азотных удобрений, инвестирует 120 млн долларов в первую фазу, а общие инвестиции в проект составят 1,5 млрд долларов», - отметил собеседник ФАН.
«Дорожные карты обозначают ключевые приоритеты по поддержке спроса на отечественные продукты, что очень важно на текущий момент, - рассказал «РГ» профессор департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Комаров. - Отдельно нужно отметить, что выбранные проекты будут финансироваться на принципах государственно-частного партнерства, но для общества реализация данных дорожных карт по факту является обязательством со стороны компаний и государства по предоставлению высокотехнологичной конкурентной продукции».
Как нынешний кризис повлиял на рынок бизнес-образования? И почему становятся популярными гибридные форматы обучения? Лев Татарченко, заместитель директора Центра программ MBA и DBA Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, рассказал о том, что происходит на рынке бизнес-образования, как меняются программы МВА и приоритеты их слушателей. «Потребители на рынке бизнес-образования ждут более емких и насыщенных программ. Образовательные программы становятся короче. Executive MBA давно уже стала годичной. И программы MBA длятся уже не два года, а 16-15-14 месяцев. Это мировая тенденция», - отмечает эксперт.
По сравнению с относительно спокойным для путешествий 2021 годом, прошлый год серьезно изменил туристический рынок. Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» Кирилл Рожков отмечает, что будет расти культурно-познавательный туризм, интересный «пытливым» путешественникам. Но поездки будут короткими по времени (в пределах трех дней) и по расстояниям (свой или соседний регион).
Комментируют финансовый эксперт Наталья Колбасина и профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова. Потребительское поведение знакомо всем. Его семена были заложены еще лет 30 назад - на рынке изобилие, появились дешевые кредиты. Изменилось и поведение: россияне перестали копить и начали тратить, а потом - расплачиваться. Чтобы вернуться к разумному потреблению, нужно не так много: переосмыслить траты, выбирать качественные вещи, чинить то, что можно, и продавать ненужное. Разумное потребление экономит до 30% семейного бюджета!
Мировая пандемия сильно «подняла« геймдев (от англ. gamedev, games development - «разработка игр«) по сравнению с другими индустриями: люди, вынужденные сидеть на локдауне, активно играли в игры, напоминает руководитель образовательной программы «Менеджмент игровых проектов» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Вячеслав Уточкин. «Весной 2020 года продажи игр на 50 ключевых мировых рынках выросли на 63%. В России во время самоизоляции геймеры потратили на покупку игр почти на две трети больше, чем за тот же период годом ранее», - рассказал он.