Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ запустила второй Кадровый акселератор «Преподаватели-практики и преподаватели университетов для бизнес-образования» — открытый конкурс для преподавателей-экспертов. Принять участие могут эксперты в сфере менеджмента, финансов, информационных технологий, маркетинга и управления людьми, которые хотят делиться опытом и обучать новых лидеров. «Мы запускаем Кадровый акселератор, чтобы привлечь профессионалов бизнес-образования с уникальным лекторским опытом. Этот конкурс — возможность стать частью профессионального сообщества бизнес-школы мирового уровня, вдохновлять лидеров нового поколения и менять мир к лучшему», — рассказал о задачах конкурса Сергей Филонович, доктор физ-мат наук, заслуженный профессор ВШБ, председатель Жюри конкурса.
Кандидатура ректора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) была поддержана на общем собрании регионального отделения Общества «Знание» 12 апреля. Никита Анисимов активно участвует в деятельности Российского общества «Знание». В 2021-2022 годах он возглавлял Приморское региональное отделение организации. Под его руководством Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) стал единственным вузом России, где функционирует департамент развития просветительской деятельности. среду, 12 апреля, в главном корпусе НИУ ВШЭ прошло очередное общее собрание Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание». В нем приняли участие более 140 человек. Почетными гостями стали члены Координационного, Наблюдательного Советов Российского общества «Знание»: генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Валерий Катькало, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Любовь Духанина.
Источник: Российское общество Знание (znanierussia.ru)
Дефицит работников инженерных специальностей, необходимых в строительстве, на транспорте и в промышленности, о котором говорят российские работодатели, может быть преувеличен. Это следует из анализа макростатистики рынка труда, проведенного Высшей школой экономики. Численность занятых в отраслях, где инженеры востребованы чаще всего, за последние 10 лет снижалась, а занятость таких специалистов, напротив, оставалась примерно на одном уровне. Такой вывод можно сделать из доклада, который был презентован в марте этого года на семинаре Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ профессором департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Еленой Варшавской. В основе доклада — данные федерального наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование, данные Росстата. Под «работниками инженерных специальностей» в работе подразумеваются все те, кто получил высшее образование инженерно-технического профиля.
Экономическая неопределенность вынуждает потребителей сокращать расходы. Распродажи, товары по акции и отказ от излишеств — разбираемся, какие стратегии выбирают россияне и что это значит для бизнеса. Своим мнением делится Татьяна Комиссарова, профессор практики, директор Центра компетенций в маркетинге Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.
Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, автор исследования «Российские производственные подразделения зарубежных корпораций в условиях обострения международной обстановки» Игорь Гурков отмечает: у семейных фирм гораздо меньше желания уйти. «Они планируют надолго, часть из них, например Knauf, переживала санкции в других странах, например в Иране. Они менее склонны к выходу, потому что у них внутреннее финансирование и основная часть финансового цикла замкнута внутри России. Даже когда подобные компании уходят из России, процесс продажи является очень осмысленным, с передачей прав на торговые марки покупателю, чтобы сохранить присутствие на рынке, и оговоренной возможностью обратного выкупа в течение пяти лет», — комментирует Гурков. В своем исследовании он указывает, что ни в одном случае в отношении новых российских заводов, открытых в присутствии глав семейных фирм (а таких в 2012-2019 годах было около тридцати), не было сделано заявления об уходе с местного рынка.
Более трети участников опроса «Стратегический разворот России на Восток» назвали перестройку своего бизнеса из-за санкций крайне тяжелой. Что вызывает наибольшие трудности — выяснили эксперты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и «Ассоциации менеджеров». Происходящие в мире изменения затронули внутренние рынки различных стран. Устоявшиеся логистические пути движения товаров подвергаются «пересборке» и реконфигурации. Повышение роли стран Азии и Ближнего Востока задает новые траектории экономического сотрудничества отечественным компаниям. Около 70% участников опроса Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и делового объединения «Ассоциация менеджеров» ответили, что уже переориентировали свою экономическую деятельность на новые рынки. Называя три страны, рынки которых являются наиболее привлекательными, участники чаще всего упоминали Китай — он набрал 49%, ОАЭ — 41% и Турцию — 36%. Многие предприниматели уже сумели найти общий язык с новыми партнерами и активно развивают свой бизнес на рынках этих стран. Особое внимание эксперты обратили на группу, которая оценивают происходящие перемены в категории «крайне тяжело» — 33% опрошенных испытывают серьезные сложности.
За последние тридцать лет россиян, у которых есть свое дело, согласно опросу ВЦИОМ «Пора предпринимать? Мониторинг 1992-2022», стало больше. Сегодня бизнесом занимается каждый десятый в стране. Это в три раза больше, чем в 1992 году, тогда речь шла о 3% населения. Портрет среднестатистического предпринимателя за три десятилетия практически не изменился. Это мужчина с высшим образованием, проживающий в Москве либо Санкт-Петербурге. Он лишь немного повзрослел. Его возраст сегодня 25-44 года, в то время как в начале 1990-х годов среди предпринимателей преобладали 25-34-летние. «Типичный предприниматель является активным пользователем интернета и, скорее всего, имеет свой бизнес в розничной торговле, автомобильном бизнесе или производстве», — уточняет Дмитрий Кнатько, руководитель программы «Управление бизнесом» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.
Новая группа программы Doctor of Business Administration (DBA) Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ успешно прошла первый модуль. В этом году организаторы зафиксировали повышенный спрос со стороны поступающих. В состав группы DBA-2023 вошли топ-менеджеры высшего звена, представители кадрового резерва крупнейших российских компаний: МТС, Росатом, Мосэнерго, Главстрой, Россети, X5 Group. Программа DBA ориентирована на руководителей ведущих компаний российского рынка, которые накопили достаточный объем бизнес-опыта, интересного профессиональному сообществу. Целью обучения является развитие навыка к обобщению собственной практики до уровня, когда она становится востребована большим числом профессионалов. Итогом обучения становится письменная работа, целевая аудитория которой — деловые люди, проходящие тот же путь или работающие над аналогичным проектом, партнеры по бизнесу, коллеги. Лучшие проекты слушателей этого набора будут опубликованы в виде книг и брошюр.
Вербицкая Юлиана и Чернозатонская Евгения, ведущие эксперты Центра управленческой аналитики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, побеседовали с «Ведомостями» о нашумевшем ChatGPT. Армия корпоративных пользователей ChatGPT — интеллектуального чат-бота компании OpenAI, генерирующего качественные тексты на естественном языке, — растет во всем мире. По данным опроса, проведенного социальной сетью Fishbowl в конце января 2023 г., 43% сотрудников Amazon, Bank of America, Edelman, Google, IBM, JPMorgan, McKinsey, Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в России), Nike, Twitter и других крупных компаний США уже применяют ChatGPT в работе. Месяцем ранее таких насчитывалось на 16 п. п. меньше. Управление персоналом — один из первых бизнес-процессов для внедрения ChatGPT и аналогичного генеративного ИИ, уверяет эксперт по HR, основатель компании The Josh Bersin Company Джош Берсин. Рекрутинг, оценка кандидатов, обучение, кадровое делопроизводство — каждую из этих функций можно улучшить или полностью перестроить с помощью GPT, говорит Берсин. В России, несмотря на отказ OpenAI от работы с российским рынком, тоже есть пользователи ChatGPT.
Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Станислав Киселев рассказал российским туристам об основных правилах поведения, принятых в Китае. «Традиционный китайский обычай — предложить гостю стакан тёплой или горячей воды. В Китае верят, что кипяток позволяет вернуть гармонию в тело.Стоит уточнить у персонала заведения, можно ли оставить чаевые, предупредил профессор. Взяточничество и воровство — одни из самых строго караемых преступлений, и оставленные на столе деньги могут поставить в затруднительное положение», — предостерегает эксперт.