В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
16 февраля, в 10:00 в Антонове, в аудитории 1209 пройдёт торжественное подписание соглашения о сотрудничестве НовГУ с Высшей школой экономики. Основные цели соглашения — реализация совместной программы бакалавриата по модели «двойного диплома» по направлению «менеджмент» на базе НовГУ, а также развитие экономического образования в Новгородской области. На пресс-конференции перед подписанием соглашения выступят ректор НовГУ Юрий Боровиков и директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ) Валерий Катькало. Они расскажут о деталях реализации совместного проекта и планах на ближайший год.
В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ изучили, как погода влияет на настроение россиян. Для этого проанализировали 2,76 млн постов, опубликованных 1,31 млн уникальными пользователями одной из крупнейших отечественных социальных сетей. Это первое крупномасштабное исследование взаимосвязи погоды и настроения людей в России. Данные в течение двух лет (2019 - 2021) собирали по таким городам, как Москва, Екатеринбург, Краснодар, Новосибирск, Санкт-Петербург, Самара, Ростова-на-Дону. Понимание масштабов взаимосвязей погоды и настроения может иметь важное значение для социологических, психологических и медицинских исследований, отмечает автор. В частности, это может быть одной из переменных в «уравнении» для понимания таких состояний, как тревожность или депрессия.
Кирилл Рожков, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме»: «Тренды рынка туризма в 2023 году будут определять несколько ключевых факторов. На въездной туризм будут, в первую очередь, влиять санитарная обстановка и санитарные меры властей Китая, а также геополитическая ситуация в целом. Если продолжится снятие антиковидных ограничений, то поток туристов из Китая вырастет. Внутренний туризм – прогноз на положительную динамику. Рост внутреннего туризма будет зависеть от темпов создания новых курортов, уровня сервиса в сочетании с ценами, опыта путешествий по стране прошлого года (в том числе, негативного) и реальные доходы населения. Будет расти культурно-познавательный туризм, интересный «пытливым» путешественникам. Но поездки будут короткими по времени (в пределах трех дней) и по расстояниям (свой или соседний регион)».
Исследователи Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ с помощью машинного обучения проанализировали 2,7 миллионов публичных постов в социальной сети Одноклассники. Выяснилось, что больше всего позитивных сообщений пользователи публикуют в теплую погоду и при слабом ветре. Результаты исследования опубликованы в журнале PeerJ Comput Science. Аспирант департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Сергей Сметанин применил технологии автоматической обработки текстов и изучил взаимосвязь между погодными условиями и эмоциями, выраженными пользователями социальных сетей. «Влияние погодных условий на настроение людей кажется очевидным, тем не менее исследования, изучающие такую взаимосвязь, часто показывают противоречивые результаты. Очевидно, что бизнесу важно знать и учитывать поведение потребителей в контексте внешних факторов для формирования специальных предложений и акций», — отмечает Михаил Комаров, научный руководитель проекта, профессор департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.
«Дело в том, что обход первого фактора аутентификации (логина и пароля) обычно не представляет проблему для опытных хакеров, - говорит профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, руководитель департамента «Бизнес-информатики» Евгений Зараменских. - В качестве логина зачастую используются данные, которые пользователь и не думает скрывать: адрес электронной почты или номер телефона. А в качестве пароля используется простая и банальная комбинация символов, которую легко подобрать». По словам эксперта, двухфакторная аутентификация неоднократно доказывала свою эффективность. «Но даже двухфакторная аутентификация - не панацея от взлома. Сегодня же злоумышленникам доступны инструменты взлома, основанные на захвате токенов авторизации, которые чаще всего хранятся в cookie-файлах на пользовательском устройстве. А фишинг и социальная инженерия по-прежнему позволяют злоумышленникам получить уникальные коды из SMS или иного уведомления», - подытожил Евгений Зараменских.
«Импорт огурцов у нас практически иссяк, в основном на прилавках лежит выращенная в теплицах отечественная продукция, - констатирует академический руководитель магистратуры «Менеджмент в ритейле» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Александр Лебедев. - Теплицы надо отапливать, а зимой, когда солнечный день короток, еще и дополнительно освещать. Это дорого, растет себестоимость. Импортных поставок практически нет, конкуренция сокращается - есть все условия, чтобы производитель поднял цены. Кроме того, средства защиты растений у нас почти все импортные, семенной материал - в значительной части тоже».
«На программе «Менеджмент игровых проектов» НИУ ВШЭ мы специализируемся на переподготовке специалистов в области видеоигр. Это крайне актуальная для современного мира сфера, объём этого рынка оценивается в $210 млрд по итогам 2022 года. Аналитическое агентство Newzoo прогнозирует рост до $217 млрд в 2023–м. В основном наши слушатели и выпускники, нацеленные на развитие собственного бизнеса, запускают так называемые студии в области разработки игр. А кто–то занимается околоигровыми стартапами, к примеру геймификацией в сфере образования, финансов, маркетинга и human resource», — говорит Константин Сахнов, основатель студии Vengeance Games, преподаватель НИУ ВШЭ и РАНХиГС.
Сергей Ростиславович Филонович, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ: «Бизнес-образование, как всякое профессиональное образование, нацелено на ускорение карьеры человека, в данном случае - в бизнесе. Если исчезновение бизнеса в нашей стране не планируется, то и вопрос о карьерном росте в этой сфере не уходит с повестки дня. Вопрос скорее требует другой формулировки: какое бизнес-образование нужно россиянам в наши дни? Если говорить о программах типа МВА, то здесь требуются более радикальные изменения, поскольку они решают задачу не первичного формирования управленческого мышления, а задачу адаптации этого мышления к текущей ситуации. Роль политики в современном бизнесе резко возросла. Между тем в программах МВА тема политики либо вообще не затрагивалась, либо рассматривалась весьма поверхностно. Модель идеальной конкуренции, лежавшая в основе многих курсов по стратегии, стала неактуальной. Но сама конкуренция никуда не исчезла, она приобрела новые, зачастую гораздо более изощренные и жесткие формы».
Решения на базе искусственного интеллекта активно используются крупными предприятиями в развитых странах, включая Россию. По данным МФТИ, в 2021 году порядка 400 компаний в России активно использовали ИИ-решения в своей деятельности. Решения на базе ИИ уже давно выходят за рамки локальных внутренних продуктов, при помощи которых точечно решаются некоторые внутренние проблемы предприятия. Зачастую эти решения эволюционируют до полноценного рыночного В2В-сервиса, как это было в случае платформы Робби от VK. Еще чаще ИИ-решения расширяются, масштабируются и начинают пронизывать большинство аспектов деятельности крупного предприятия. Показательно, как в 2022 году «Магнит» сообщил об увеличении EBITDA на 1,5 млрд рублей за счет связки ИИ и технологий Big Data.
«Удержаться на рынке труда смогут те, кто научится работать с большими данными, применять нейросемантические и социальные технологии» - прокомментировал директор Центра развитий компетенций в маркетинге Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова. Грамотная настройка и адаптация ИИ под маркетинговые цели и задачи исключит востребованность многих подрядчиков. Зачастую на различных биржах (Kwork, Забр Фриланс и др.) можно встретить работу по составлению отчетов, написанию медиа плана, настройка рекламных кампаний и тд., как раз используя ИИ можно облегчить жизнь рекламодателю.