Гонка решений на базе искусственного интеллекта: игроки ускоряются
Однако ИИ-составляющая таких решений в большинстве случаев незаметна для В2С-клиента. К примеру, искусственный интеллект достаточно давно используется в поисковых системах, хотя с точки зрения пользователя не меняется ни ценность сервиса, ни его восприятие: это все тот же поисковик, у которого произошли некоторые незримые изменения «под капотом». Выход в ноябре 2022 года ChatGPT можно считать отправной точкой, после которой присутствие ИИ в деятельности бизнеса начнет становиться осязаемым для конечного потребителя.
ИИ-решения подобного уровня могут использоваться в двух областях, которые являются ощутимыми точками затрат у современных предприятий. Первая из них – это коммуникация с потребителем. Крупный бизнес на протяжении последнего десятилетия активно пытался внедрять «умных» чат-ботов и реализовывать сложные алгоритмы работы автоответчиков, однако их возможностей всегда было недостаточно для полноценного обслуживания клиента, поэтому численность соответствующего персонала была и остается значительной.
Вторая точка затрат – это создание контента в широком смысле этого слова, включая тексты, изображения, видео, звук и даже программный код. На креативном рынке труда и в сфере ИТ долгие годы имел место дефицит кадров, что обуславливало высокую заработную плату таких специалистов даже middle-уровня. Решения уровня ChatGPT и MidJourney уже сейчас способны заменить часть квалифицированного персонала, причем со временем эффективность ИИ-решений будет возрастать, а конкурентоспособность человека – ухудшаться. ИИ по-прежнему не может создать ни шедевр, ни идеальный продукт, но бизнесу чаще всего этого и не требуется. Более того, создать их не всегда могут и команды профессионалов.
Не удивительно, что крупнейшие в мире ИТ-компании сегодня прикладывают колоссальные усилия и осуществляют миллиардные инвестиции в создание ИИ-решений. Речь идет не только о создании дополнительной ценности в рамках уже существующих сервисов. Учитывая тренды и скорость развития ИИ, в обозримом будущем будет наблюдаться колоссальное перераспределение финансовых потоков в масштабах мировой экономики: значительная часть денег, которые прежде были зарплатой сотрудников, со временем станет платой за использование решений на базе ИИ от нескольких международных и региональных компаний. Этот рынок будет быстро поделен, а финансовый и технологический пороги входа станут препятствием для появления новых игроков.
Наиболее интересные решения сегодня представлены компаниями вроде Google, Microsoft, Baidu и «Яндекс». Буквально на днях Google уже анонсировал выход своего чат-бота Bard, который уже воспринимается как ответ на ChatGPT от OpenAI. А вслед за этим Microsoft анонсировал выход поискового сервиса Bing на базе более новой языковой модели OpenAI GPT, чем та, которая лежит в основе ChatGPT. А несколькими неделями ранее стало известно о планах Microsoft вложить до $10 млрд в OpenAI, что станет третьим инвестиционным траншем с целью коммерциализации ИИ-решений обеих компаний. Заметен и рост объема инвестиций: две прошлых инвестиции составляли всего по $1 млрд.
Региональные игроки вроде Baidu и «Яндекс» обладают более скромными бюджетами, но у них есть свои преимущества: доминирующее положение на «своих» рынках, понимание локальных потребителей и доступ к данным на соответствующих языках, которые потребуются в ходе обучения моделей. Baidu уже анонсировала скорый запуск чат-бота Wenxin Yiyan, англоязычное название которого – Ernie Bot.
Свои разработки ведет и «Яндекс». YaLM 2.0, который позиционируется как альтернатива ChatGPT, будет встроен в сервисы компании. На текущий момент положение «Яндекса» наиболее сложное: его выручка более чем в 2 раза ниже, чем у региональной Baidu, что ограничивает потенциал для осуществления инвестиций в ИИ. При этом дополнительные сложности вызывают поставки. Как сообщают «Ведомости», «Яндекс» столкнулся с нехваткой чипов Nvidia A100, причем масштаб закупок не позволяет оперативно компенсировать сорвавшиеся поставки. Тем не менее, есть все основания полагать, что ИИ-решения от «Яндекса» займут доминирующее положение на рынках России и стран СНГ.
Автор: Зараменских Евгений, профессор, руководитель департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ
Источник: finam.ru