• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Блог

Промышленность, энергетика, экология

Михаил Аким, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, рассказал в эфире программы «День» на РБК-ТВ о международных практиках в сфере энергетики: «Мне представляется, что здесь нужно более комплексно подходить к вопросу. Рассмотрим тенденции комплексно: какие шаги, какие технологии по перевооружению нужны — по предприятиям, по отдельным отраслям; что, в принципе, делалось в этом плане в других странах. Для нас, мне кажется, показательно то, что происходит в Китае. Давайте смотреть то, что делает эта страна, как она интегрирует возобновляемую энергетику, на каких отраслях промышленности фокусируется. Далее посмотрим, что делает Европа в настоящее время. Потому что Европа, безусловно, на голодном пайке, с точки зрения энергетики. И очень многие тренды, которые там сейчас происходят, важно рассмотреть: ряд отраслей здесь совершенно индикативен».

Как будут развиваться беспилотники в России. Телеграм-канал «Объясняем.рф»

В России запустят нацпроект по беспилотникам. Его детали будут утверждены до 1 сентября. О том, как будет развиваться отрасль, нам рассказал профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, руководитель департамента бизнес-информатики Евгений Зараменских. Сегодня с помощью БПЛА следят за энергетической инфраструктурой. Они снижают риск аварий при проверке линий электропередачи в 8 раз.Благодаря им стали выявлять в четыре раза больше нарушений в сфере экологии, не увеличивая штат сотрудников. В картографии и кадастровом учете такие приборы сократили стоимость работ на 20% и помогли сотрудникам найти множество незарегистрированных участков. А в сельском хозяйстве агродроны позволяют сократить расходы на средства защиты растений и увеличить сбор урожая на 10–30%.

Есть ли жизнь среди пластика — «Ведомости.Устойчивое развитие»

Михаил Аким, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, рассказал об основных затруднениях при утилизации пластика: «Когда-то переработка отходов считалась очевидным решением проблемы загрязнения окружающей среды. Однако в нынешней реальности этот подход не способен решить глобальную проблему мусора: мощностей по переработке просто не хватает, чтобы справиться с отходами, производимыми в результате избыточного производства и потребления. Одной из ключевых проблем утилизации и переработки отходов является обращение с пластиком. Глобальный кризис пластикового загрязнения необходимо преодолевать, не только создавая мощности по утилизации, но и в корне перестраивая всю отрасль его производства, работу поставщиков и потребительское поведение».

Ведущие компании России оценили курсовые проекты студентов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

Центр карьеры Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ) подготовил 103 темы для студенческих курсовых проектов от 62 компаний-партнеров ВШБ. Среди них — проекты на основе кейсов бизнес-практики таких компаний, как Сбер, Альфа-Банк, Сегежа Групп, Mercure Moscow Paveletskaya, Egger, Росбанк, МТС, Unilever и других крупных корпораций. Особенность 2022/2023 учебного года — приток новых партнеров из числа топ-работодателей в разных отраслях: Газпромнефть, НЛМК, Гринатом, Аскона Лайф Групп, White Rabbit Family, Вкусвилл, PepsiCo, Спортмастер, Лента, Билайн, Локо-банк. Групповая работа студентов над курсовыми проектами не только формирует профессиональные навыки решения реальных управленческих задач, но и является важнейшим направлением сотрудничества Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и корпоративных партнеров.

Какие товары и услуги подорожают из-за снижения курса рубля?

«По итогам июня, согласно оценке Банка России, рубль подешевел по отношению к основным валютам внешней торговли на 10%, — отвечает академический руководитель магистратуры «Менеджмент в ритейле» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Александр Лебедев. — И это, конечно, будет вести к росту цен в рознице прежде всего на товарные группы с высокой импортной составляющей, которые очень чувствительны к изменению курса рубля. Кроме бытовой техники и электроники, автомобилей с высокой вероятностью подорожают одежда и особенно обувь. Увеличится стоимость платных медицинских услуг, например, стоматологических, потому что здесь используется много импортных расходных материалов».

У крупных торговых сетей начала снижаться рентабельность

Средняя рентабельность крупнейших торговых сетей по чистой прибыли по итогам 2022 г. сократилась на 0,4 п. п. до 2,4% по сравнению с позапрошлым годом. Об этом говорится в отчете компании «Infoline-аналитика», с которым ознакомились «Ведомости». Этот показатель упал впервые за четыре года. У крупнейших ритейлеров усиливается и ценовая конкуренция, поэтому они отвечают на это перераспределением бюджетов на развитие различных форматов торговых сетей, например жестких дискаунтеров, говорит академический руководитель магистратуры «Менеджмент в ритейле» Высшей школы бизнеса ВШЭ Александр Лебедев. По его словам, при этом сокращаются инвестиции в премиальный и средний сегменты. Поддержание широкого ассортимента товаров усложнилось из-за роста затрат на логистику, также сети вынуждены увеличивать резервы на замену и ремонт импортного торгового оборудования, что влияет на чистую прибыль, говорит Лебедев.

Как ритейлеры стремятся увеличить трафик посетителей в своих магазинах

Петербургская сеть гипермаркетов объявила о расширении формата: по одному из адресов в дополнение к обычному набору услуг начал работать и ресторан. Таким образом компания собирается повысить лояльность покупателей к марке и увеличить трафик в магазине. Корреспондент «РГ» решил выяснить, каким еще способом можно достигнуть подобных целей. «Потребители с большим удовольствием приходит в магазин, в котором есть запах свежего хлеба, свежего кофе, хорошей кухни, — маркетологи давно об этом знают и активно используют. Это называется «сенсорный маркетинг». То есть для покупателя важна не только картинка, которую он видит, приходя в магазин, но и его ощущения», — поясняет Татьяна Комиссарова, директор Центра развития компетенций в маркетинге Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Результаты совместного ESG-проекта Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и E+Change

Магистранты первого курса программ «Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации» и «Менеджмент в ритейле» представили групповые консалтинговые проекты по решению реальных кейсов компаний-партнеров E+ Change, в которых студенты разработали план реализации маркетингового проекта с социальной и/или экологической проблематикой. Уникальный партнерский проект Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и программы E+Change (входит в E+Awards) реализуется уже третий год, привлекая к участию все больше компаний. «Первый год мы реализуем эту программу в формате курсовых проектов. Раньше студенты делали просто консалтинговые проекты для компаний. Понимание темы ESG сегодня — неотъемлемая часть профессиональной подготовки менеджеров, поэтому мы встроили разработку ESG проектов в учебный план. Причем, проекты реализуются на основе коллаборации с партнерами, на реальных примерах «из жизни», — подвела итоги Татьяна Ветрова, академический руководитель программы «Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации» ВШБ НИУ ВШЭ.

НИУ ВШЭ расширяет сотрудничество с Университетом Сабанджи (Турция)

Представители Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ), факультета компьютерных наук, ряда других факультетов и Питерского кампуса «Вышки» приняли участие в Sabanci University International Staff Week. Проект реализуется в рамках программы международного сотрудничества НИУ ВШЭ. Сотрудники «Вышки» встретились в Турции со своими коллегами, наметили новые направления сотрудничества, обсудили совместные проекты, программы и активности для студентов. Также состоялся ответный визит представителя Университета Сабанджи к коллегам из ВШБ НИУ ВШЭ и факультета компьютерных наук «Вышки». Заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и руководитель департамента маркетинга Вера Ребязина представила в университете Сабанджи портфель образовательных программ НИУ ВШЭ по направлениям подготовки «Менеджмент» и «Бизнес-информатика».

ESG по-русски: в стране появляются новые подходы к устойчивому развитию

Российские компании стали широко внедрять ESG-повестку несколько лет назад. Но нормативно-правовая база в области устойчивого развития начала складываться в РФ намного раньше. Первые документы появились еще в 1990-х годах, напоминают эксперты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ в исследовании актуального состояния корпоративных ESG-стратегий. Например, в 1994-м был принят президентский указ «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Несмотря на новые условия, в которых российский бизнес оказался в 2022 году, он сохраняет ориентиры в плане устойчивого развития. Государство тоже не отказалось от замыслов и проектов по линии ESG. На Сахалине продолжается самый масштабный в России климатический эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов. Весной 2023-го в регионе сделали обязательной углеродную отчетность и ее верификацию.