• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Блог

Газели скачут вопреки

Быстрорастущие компании в РФ стали зарабатывать больше. Несмотря на сокращение числа быстрорастущих компаний (БРК) по итогам 2022 года, во многом из-за санкций в связи с военными действиями РФ на Украине, среднегодовые темпы прироста выручки и чистой прибыли компаний-«газелей» составили 45% и 91% соответственно (против 31% и 43% годом ранее). Санкции не привели к изменению списка видов бизнеса, где успешно развиваются БРК, но сильнее, чем пандемия, повлияли на межсекторное распределение, в котором, впрочем, по-прежнему лидирует АПК. «По нашим экспертным оценкам, предварительно число «газелей» по итогам 2022 года не уменьшилось», - говорит директор Института менеджмента инноваций Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Дан Медовников. По его словам, «газели» стали в целом крупнее, а судя по тому, как такие компании прошли период пандемии, среди них больше тех, кто выигрывает от кризиса, чем проигрывает. Отметим, что в случае санкций причинами роста БРК выступали снижение конкуренции на внутреннем рынке и резкое повышение спроса на российские решения.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ — в «Ассоциации бизнес-школ Азиатско-Тихоокеанского региона»

Ассоциация бизнес-школ Азиатско-Тихоокеанского региона (AAPBS) — первое объединение бизнес-школ региона, в которое вступила ВШБ. Ассоциация реализует свою миссию, организуя сотрудничество через исследования и обучение, а также работая в партнерстве c крупнейшими корпорациями региона над улучшением стандартов и качества образования бизнес-школ. Для Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ присоединение к ассоциации — важная часть стратегии развития международных связей.  В состав The Association of Asia-Pacific Business Schools (AAPBS) входит более 150 ведущих университетов и бизнес-школ Австралии, Вьетнама, Китая, Индии, Индонезии, Республики Корея, Малайзии, Новой Зеландии, России, Сингапура, Тайваня, Таиланда, Филиппин, США, Японии ряда стран Европы и Латинской Америки. Аффилированные члены AAPBS – ведущие ассоциации в области бизнес-образования мира EFMD, AACSB, AMBA.

Телепередача «Доброе утро»: время искать работу

Эксперты говорят: осенью конкуренция на рынке труда выше. Многие привыкли начинать жизнь с осени, к тому же в сентябре работу ищут выпускники и те, кто провел лето в свободном плавании. Претендентов на каждую вакансию становится больше — но и число самих вакансий растет. Сейчас на рынке труда востребованы рабочие специальности, инженеры и IT-специалисты, медицинские работники и специалисты в сфере ЖКХ. Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Станислав Киселев выступил экспертом телепередачи «Доброе утро». «Востребованы рабочие специальности, так называемые «синие воротнички», — от 40 до 50% компаний испытывают нехватку сотрудников. Причины тому — демографические ямы 90-х годов. Востребованы программисты, разработчики, дизайнеры, тестировщики и те, кто может управлять коллективом ИТ-специалистов. Здесь на одну вакансию от двух до пяти претендентов на место. Вакансий большое количество вакансий. В связи с тем, что строится много нового жилья, возрастает потребность в работниках, способных поддерживать такое большое хозяйство, — квалифицированных сотрудниках ЖКХ. Здесь на руководящие должности очень сложно найти квалифицированных специалистов». 

Зачем компаниям заказывать разработку учебных бизнес-кейсов

Создание учебного кейса в партнерстве с бизнес-школой помогает компаниям эффективно решать различные задачи бизнеса. Андрей Старков, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, с многолетним опытом работы в маркетинге в международных компаниях (Crocs, L’Oreal), рассказал, какие преимущества от такой формы сотрудничества получают компании.  «Ведущие бизнес-школы часто приглашают реальных героев кейсов для участия в их обсуждении. Концепция «живого кейса» активно используется и на корпоративных кейс-чемпионатах. Например, для ежегодного кейс-чемпионата по теме операционной эффективности Высшей школой бизнеса НИУ ВШЭ был разработан кейс в партнерстве с УГМК. В чемпионате приняли участие команды из Газпром нефть, Лукойл, Норникель, Segezha Group, ГК Мангазея, ING, а сам кейс презентовал заместитель директора по операционной деятельности УГМК», — рассказал о практике внедрения кейс-метода эксперт.

Небезоблачный конец: закрывается игровой сервис GFN.RU

Сервис облачного гейминга GeForce Now (GFN.ru) закрывается. Эксперты и вовсе сомневаются в успехе самой идеи облачного гейминга в России: он требует больших инвестиций в инфраструктуру, при этом не слишком востребован среди пользователей — игры из облака идут с задержками, приходится ждать своей очереди, чтобы поиграть, а зарубежных новинок в каталогах нет. «Сочетание двух факторов: во-первых, трудности с взаимодействием из России с западными компаниями, вызванные санкциями, во-вторых, недостаточный объем рынка», — рассуждает основатель Vengeance Games LLC и преподаватель программы «Менеджмент игровых проектов» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Константин Сахнов о причинах закрытия GFN.ru. Ранее эксперты прогнозировали, что объем российского рынка может составить в 2024 году $68 млн, увеличившись в 14,8 раза по сравнению с 2020 годом ($4,6 млн), а среднегодовой темп роста будет на уровне 94%. «Полагаю, в текущих реалиях эта цифра стала значительно ниже. Иначе зачем уходить с рынка, который вырастет в 10 и более раз всего за несколько лет?» — говорит Сахнов.

Экологическая дилемма

Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким рассказал о подходе Японии к окружающей среде на фоне решения спустить радиоактивные воды в океан. Правительство Японии и TEPCO (Токийская электроэнергетическая компания) приняли решение спустить более миллиона тонн очищенной радиоактивной воды, которая сейчас хранится на вышедшей из строя атомной станции «Фукусима-дайити». Сброс займет до 40 лет. Однако процесс согласования, согласно многочисленным публикациям, не представлялся полностью прозрачным, также должным образом не включал важных заинтересованных сторон как в Японии, так и за рубежом. Токийская электроэнергетическая компания, которая управляет объектом, и Международное агентство по атомной энергии утверждают, что сброс при низких концентрациях окажет незначительное радиологическое воздействие на людей и окружающую среду.

Бюджетное харакири: опасна ли рыба и пляжи после сброса воды с АЭС «Фукусима-1»

Япония приступила к сбросу в Тихий океан воды, которая использовалась для охлаждения реакторов аварийной АЭС «Фукусима-1» в 2011 году. МАГАТЭ одобрило такое решение. Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким отмечает, что, по данным разных источников, японское правительство рассматривало разные варианты — например, такие как выброс воды в воздух в виде пара или закачивание ее глубоко под землю. «Однако, по свидетельствам экспертов, некоторые жизнеспособные альтернативы, такие как длительное хранение в более прочных резервуарах до тех пор, пока естественный радиоактивный распад не снизит концентрацию до очень низкого уровня (50-100 лет), не были серьезно оценены, — говорит Михаил Аким. — Указывалось на отсутствие полной инвентаризации того, какие радиоактивные элементы остались в резервуарах».

Научная монография Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ о клиентоориентированности

Монография «Управление клиентоориентированной компанией» стала одной из первых масштабных работ, которая систематизирует научные знания и подходы к изучению клиентоориентированности за последние 30 лет. Научная работа также содержит большой массив примеров практического внедрения российскими компаниями концепции ориентирования на клиента. На основе результатов лонгитюдных исследований была разработана и протестирована в реальных условиях российского рынка комплексная многомерная шкала клиентоориентированности из 24 индикаторов. Над книгой работал коллектив авторов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ — В.А. Ребязина, О.В. Гулакова, О.А. Кусраева и Высшей школы менеджмента СПбГУ — М.М. Смирнова. Клиентоориентированность — одна из основных концепций современного маркетинга, которая стала активно развиваться в 1990-х. Авторы сделали особый акцент на детальном анализе специфики развития данной концепции и инструментов ее реализации на российском рынке.

Островное государство: российские бренды всё жёстче в переговорах

По данным Ромир и Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ), за год 60% россиян отметили изменение набора брендов в своей корзине. При этом всё больше респондентов склонны доверять отечественным производителям: 73% заявили, что предпочтут новый бренд с «российскими» характеристиками (российское название, дизайн, логотип), 53% заявили, что могли бы доверять такому бренду. Опрошенные в возрасте 18-24 лет активнее других групп переходит на товары российского производства. Ситуация может оказаться ещё одним стимулом для отечественных игроков: покупатели готовы менять набор привычных продуктов в корзине и пробовать новое, что является одновременно благоприятной средой для развития собственных торговых марок (СТМ) розничных сетей и новых локальных брендов. По словам Татьяны Комиссаровой, директора Центра развития компетенций в маркетинге, профессора практики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, покупатели уже готовы экономить, переключаясь с одного бренда на другой, но пока не за счет качества продукта.

Заработать на блоге

В мире, где цифровые технологии и интернет проникают во все сферы жизни, блогинг становится все более популярным. Многие мечтают о свободе выбора и возможности заработать деньги, делая то, что им нравится. «Сейчас прямая реклама и коллаборации (креативные проекты для крупных брендов) — главный способ заработка на блогинге. Раньше отличным, и у некоторых блогеров основным, источником дохода была монетизация — оплата со стороны площадки (YouTube, TikTok) за количество просмотров. С прошлого года для российских пользователей она отключена. Что, однако, не привело к исчезновению блогеров. Посмотрите, как ярко работает Влад Бумага с сетью «Бургер Кинг». Его гонорар без учета затрат на производство, по моим оценкам, мог составить 15–20 млн рублей»,— говорит Андрей Шаромов, PR-директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.