• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В поисках источников роста. Учебные кейсы на материалах российских компаний



  • Сборник полноформатных учебных кейсов на основе анализа реальных бизнес-ситуаций
  • Совместный проект АФК «Система» и Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ
  • В семи кейсах представлен анализ реальных бизнес-ситуаций, с которыми столкнулись компании-лидеры российского рынка: МТС, Ozon, «Сегежа Групп», ГК «МЕДСИ», агрохолдинг «СТЕПЬ», «Биннофарм Групп», ГК «Детский мир»
  • Разработка кейсов велась в тесном сотрудничестве с топ-менеджерами каждой из семи компаний
  • Каждый кейс снабжен методическими указаниями для преподавателей
  • Для студентов управленческих и экономических направлений бакалавриата и магистратуры, слушателей MBA/EMBA и корпоративных программ развития руководителей, а также для преподавателей таких программ в вузах, бизнес-школах и корпоративных университетах


Об издании

     

Катькало Валерий Сергеевич
Директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

«Уникальность данной серии кейсов, подготовленных Национальным ресурсным центром учебных кейсов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, в том, что все они полноформатные, созданные на первичных материалах и позволяют учиться на опыте ведущих отечественных компаний. Все кейсы посвящены центральному вызову для руководителей любой компании — выработке и реализации эффективных механизмов роста. Поэтому несмотря на то, что эти кейсы были разработаны в 2021 году, проблематика сборника в определенном смысле стала в новых условиях еще более актуальной»

Светлана Матвеева
Вице-президент по управлению персоналом АФК «СИСТЕМА»

«Мы рады делиться своей экспертизой, чтобы помочь другим более точно ориентироваться в окружающем мире. Мы верим, что опыт, который есть у Корпорации, поможет исследовать новые ниши, получить знания, сформировать и проверить гипотезы для развития, основываясь на реальных ситуациях и данных успешного бизнеса, находящегося в непрерывном развитии. Уникальное учебное пособие поступит в библиотеки российских вузов, реализующих программы по менеджменту и экономике»

Где купить

   


Для преподавателей

    

Широкий охват предметных областей менеджмента

Все кейсы являются полноформатными, то есть носят комплексный междисплинарный характер. Их можно применять при обсуждении проблематики общего и стратегического менеджмента, маркетинга и бренд-менеджмента, международного бизнеса и организационного поведения. Все кейсы прошли апробацию в аудиториях Высшей школы бизнеса ВШЭ

Для образовательных программ различного уровня

Все кейсы могут быть использованы в программах разного уровня бизнес-образования: от бакалавриата и магистратуры до MBA/EMBA и корпоративных программ развития руководителей. Методические указания по использованию кейсов содержат информацию по адаптации стратегии преподавания в зависимости от уровня образовательной программы

Комплект материалов для преподавателей

Каждый кейс снабжен методическими указаниями, содержащими вопросы для обсуждения и задания, описание теоретических моделей и подходов, которые могут быть использованы при работе с кейсом, педагогические советы

Тексты кейсов и методические указания доступны в удобном для работы формате (A4, PDF)

Комплект материалов предоставляется бесплатно
 

Получить комплект материалов

Аннотации и области применения кейсов

 

МТС НА ПУТИ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОСИСТЕМЫ

Кусраева О. А., Мондрус О. В., Дубовсков А. А.

В 2015 году Андрей, герой кейса, президент МТС, выступает с инициативой запустить в России новый тарифный план, который раньше уже показал высокие результаты в одной из соседних стран. По мнению Андрея, такой тарифный план позволит МТС сохранить лидерские позиции на российском рынке и отстроиться от конкурентов за счет дифференцирующих преимуществ. Но большая часть российской команды МТС скептически отнеслась к инициативе. Андрею необходимо обосновать свое предложение, чтобы переубедить коллег.

Учебный кейс может быть использован при обсуждении следующих тем: управление продуктовым портфелем, разработка ценностного предложения.

МАРКЕТПЛЕЙС OZON В БОРЬБЕ ЗА РЫНОК ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ

Ребязина В. А., Старков А. Г.

В 2021 году маркетплейс Ozon стал одним из самых сильных брендов e-commerce в России. Во многом, такой успех был связан с ростом рынка электронной коммерции в целом: помогла пандемия COVID-19. Дмитрию, главному герою кейса, директору по развитию Ozon, нужно проанализировать иные факторы успеха, помимо пандемии, определить источники конкурентных преимуществ Ozon и предложить направления дальнейшего развития маркетплейса с учетом особенностей российского рынка электронной коммерции. Результаты Дмитрий должен представить перед Советом директоров через пять недель.

Учебный кейс может быть использован при обсуждении следующих тем: анализ рынка, маркетинговая стратегия, конкурентные преимущества, рынок электронной коммерции.

АНАЛИЗ ЭКСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ «СЕГЕЖА ГРУПП»

Лебедев А. В.

«Сегежа Групп» — российский вертикально интегрированный лесопромышленный холдинг. За счет прямого доступа к сырьевой базе холдингу удается обеспечить низкую себестоимость продукции и высокую рентабельность бизнеса. Это важное конкурентное преимущество на международном рынке. В 2021 году компания успешно провела IPO, но в связи с изменением геополитической ситуации в 2022 году, коммерческие и операционные условия ведения бизнеса были резко пересмотрены и традиционные цепи поставок были разрушены. Холдингу потребовалась помощь героя кейса, внешнего консультанта. Ему предстоит проанализировать экспортную стратегию и определить дальнейшие шаги для группы компаний.

Учебный кейс может быть использован при обсуждении следующих тем: международный маркетинг, стратегический менеджмент, оценка рисков, ценообразование, международная логистика.

СЕТЬ КЛИНИК «МЕДСИ» СОЗДАЕТ ЦИФРОВОГО «ПАРТНЕРА ПО ЗДОРОВЬЮ»

Муравский Д. В.

Уже в начале пандемии COVID-19, в марте 2020 года, менеджменту МЕДСИ, ведущей сети частных клиник в России, стало понятно, что цифровое приложение SmartMed, разработанное компанией, может стать одним из главных факторов роста сети и весомым конкурентным преимуществом. Александр, главный герой кейса, директор по цифровой трансформации МЕДСИ, должен решить сразу несколько задач по цифровизации взаимодействия врача и пациента и разработке новых телемедицинских услуг, которые будут доступны через SmartMed. Самое сложное в этой ситуации — помочь пациентам адаптироваться к изменениям и переосмыслить систему взаимодействия врача и пациента.

Учебный кейс может быть использован при обсуждении следующих тем: цифровая трансформация, управление путем потребителя, ориентация на клиента, маркетинг взаимоотношений, маркетинг услуг, маркетинг в здравоохранении, маркетинг в период пандемии COVID-19, рынок медицинских услуг.

АГРОХОЛДИНГ «СТЕПЬ» ЗАПУСКАЕТ БРЕНД ЖАРЕНЫХ СЕМЕЧЕК

Кусраева О. А., Волощук П. В., Плигин А. С.

В 2021 году агрохолдинг «СТЕПЬ», один из лидеров российского сельскохозяйственного рынка, приобретает производственную площадку по обработке семечек подсолнечника. И главная героиня кейса — Марина Гроз, коммерческий директор одной из компаний агрохолдинга — получает срочное задание: разработать стратегию запуска нового бренда на потребительском рынке, причем в новой для компании продуктовой категории снеков. Марине предстоит не только понять, каким будет будущий бренд и сам продукт, но и продумать все остальные составляющие маркетингмикса: дистрибуционную, коммуникационную, ценовую стратегии.

Учебный кейс может быть использован при обсуждении следующих тем: брендинг, маркетинговые коммуникации, позиционирование продукта, анализ рынка, ценообразование, разработка продукта, стратегия вывода продукта на рынок, рынок снеков.

ВЫБОР СТРАТЕГИИ РОСТА ДЛЯ «БИННОФАРМ ГРУПП»

Климанов Д. Е.

Пандемия COVID-19 серьезно повлияла на ди- намику и структуру фармацевтического рынка. К концу 2021 года для менеджмента компании «Биннофарм Групп» стало очевидно: необходимо пересмотреть бизнес-стратегию — иначе лидерских позиций не удержать. Андрею, главному герою кейса, директору по маркетингу и продажам, нужно проанализировать ситуацию на рынке и результаты нескольких этапов его трансформации. Ведь только так можно выбрать наиболее привлекательные направления для инвестиций, принять стратегические решения по ключевым группам клиентов и сформировать план продаж и маркетинговых расходов по основным каналам продвижения.

Учебный кейс может быть использован при обсуждении следующих тем: маркетинговая стратегия, бизнес-модели, анализ рынка, маркетинговые коммуникации, маркетинговое планирование, фармацевтический рынок.

«ДЕТСКИЙ МИР»: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ НА ПУТИ К РЫНОЧНОМУ ЛИДЕРСТВУ

Рожков А. Г.

К 2016 году торговая сеть «Детский мир» завершила комплексную трансформацию бизнес-процессов. Результатом стали высокие операционные и финансовые показатели. Мария, героиня кейса, коммерческий директор, видит дальнейшее развитие сети в расши- рении ассортимента за счет собственных торговых марок «Детского мира». Марии необходимо оценить плюсы и минусы такой стратегии и найти баланс между партнерством с ведущими поставщиками сети — владельцами международных брендов — и увеличением ассортимента собственных торговых марок.

Учебный кейс может быть использован при обсуждении следующих тем: конкурентная стратегия, маркетинговая стратегия, взаимодействие с поставщиками, собственные торговые марки (СТМ), брендинг, ассортиментная политика, рынок игрушек, розничная торговля.