• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тотальный переход в онлайн стал для университетов временем испытаний и инноваций

Тотальный переход в онлайн стал для университетов временем испытаний и инноваций

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Новый выпуск журнала HERB посвящен осмыслению опыта, приобретенного университетами в период пандемии. Авторы статей рассказали о рисках, с которыми столкнулись студенты и преподаватели, о внедрении новых форматов обучения, о реализованных в дистанционном формате проектах, а также поделились первой рефлексией на тему развития университетской среды в постпандемический период.

Вынужденный переход к онлайн-обучению положительно сказался на возможностях преподавателей для обмена опытом – считают директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ Оксана Эдуардовна Черненко и руководитель проектной группы управления образовательных инноваций и специальных международных программ Вероника Алексеевна Салтыкова.  В своей статье Horizontal Peer Support for Teaching Excellence in the Digital Age авторы рассказали о позитивных изменениях традиционных форматов взаимодействия преподавателей в рамках мероприятий проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке», проведенных в 2020 году.

Благодаря использованию дистанционных форматов коммуникации количество участников мероприятий проекта увеличилось почти в 10 раз. Впервые стало возможным одновременно охватить все кампусы НИУ ВШЭ, сделав обмен опытом более масштабным, интенсивным и продуктивным.

Проект «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» нацелен на укрепление и развитие горизонтальных связей между преподавателями университета, и с 2017 года в его рамках организуются курсы и мастер-классы по развитию преподавательского мастерства, дискуссии на самые острые и актуальные темы о преподавании, а также другие мероприятия, темы которых подсказывают и выбирают сами преподаватели. Более того, как правило, именно преподаватели Вышки и выступают в роли ведущих и спикеров таких мероприятий, становясь наставниками для своих коллег, которые, в свою очередь, примеряют на себя роль студентов.

В своей статье авторы рассказали о положительных эффектах, которые дает такой подход обеим сторонам. Когда весь учебный процесс резко перешел в дистанционный формат, этот подход полностью оправдал себя. В системе всесторонней поддержки преподавателей университетом опыт личного взаимодействия коллег, рассказывающих друг другу о своем опыте использования онлайн-технологий, оригинальных практиках организации семинарских и лекционных занятий в онлайн-среде и много другое, приобрел особую ценность. 

Новым этапом в развитии системы горизонтальной поддержки преподавания в период пандемии стало успешное внедрение практики peer-review, когда преподаватели посещали занятия друг друга и делились своими впечатлениями, давали и получали содержательную обратную связь. Именно дистанционный формат и поспособствовал развитию этой практики, обеспечив легкий и практически беспрепятственный доступ к виртуальной аудитории своего коллеги.

Суммируя полученный опыт, авторы статьи поделились мнением о перспективах развития новых моделей коммуникации в цифровой среде, которые, по их мнению, значительно отличаются от традиционных и привычных всем оффлайн-форматов. 

Выводы, к которым пришли авторы, основаны не на количественных данных, а на качественном анализе рефлексивных анкет, которые заполняли преподаватели, принимавшие участие в курсах проекта, а также на содержательных комментариях преподавателей, почерпнутых в их peer-review. Собранная информация позволила не только увидеть формируемый коллегами запрос на поддержку преподавания в цифровой среде, но в то же время предоставила обширный ресурс для выстраивания траекторий развития образовательного процесса в будущем. 

Совершенно очевидно, что цифровые платформы и инструменты доказали свою эффективность, и следующим большим шагом для университетов должен стать качественный переход в смешанный формат обучения (blended). Как отметили авторы, в будущем еще предстоит переосмыслить полученный опыт преподавания в цифровой среде и привлечь для этого большие данные. Горизонтальное взаимодействие преподавателей, которое позволяет аккумулировать внутренние ресурсы университета, станет в этом процессе мощным инструментом поддержания и повышения качества преподавания, способствуя транслированию внутри университетского сообщества нового доказательного знания.

Юлия Бриль, приглашенный редактор номера

В этом выпуске мы исследуем вопросы создания цифровой и гибридной образовательной среды, формирования экосистем для онлайн-обучения, влияния дистанционного обучения на успеваемость и психическое здоровье студентов. В материалах номера говорится о необходимости комплексного экспертного аудита системы высшего образования и о международной инициативе по созданию платформы для учащихся с особыми потребностями.

Мы представляем нашим читателям одну из статей выпуска, в ней исследователи рассказывают о проекте Высшей школы экономики по взаимной поддержке преподавателей. Проект включает разные формы горизонтальной коммуникации преподавателей университетов: обсуждение педагогических вызовов и инновационных практик, применяемых в обучении студентов, посещение занятий своих коллег и предоставление содержательной обратной связи, сертифицируемые курсы повышения квалификации, многие актуальные темы которых предложили сами преподаватели. Горизонтальное взаимодействие преподавателей оказалось особенно востребовано и эффективно в период пандемии. Благодаря обмену педагогическими практиками процесс преподавания онлайн стал во многом более комфортным и продуктивным.