Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила результаты качественного исследования трансформации бизнес-моделей компаний с анализом кейсов
Среди основных вопросов, рассмотренных докладчиком, были изменения исследовательской повестки в последние годы, в том числе под влиянием новых вызовов, с которыми бизнес столкнулся во время и после пандемии COVID-19, и обзор основных результатов, полученных исследователями при изучении ТБМ в разрезе вопросов цифровизации, повестки устойчивого развития и корпоративной идентичности. На основании проведенного анализа были выявлены лакуны для дальнейшего исследования ТБМ в каждом из кластеров и сделаны предположения о наиболее перспективных и интересных направлениях изучения ТБМ для теоретиков и практиков.
После проведения теоретического анализа, базируясь на выявленных лакунах, было выполнено качественное исследование с использованием метода кейс-стади на кейсах 6 российских компаний, ведущих международные операции, в рамках которого был рассмотрен вопрос, способна ли компания в процессе ТБМ внести корректировки в те блоки своей бизнес-модели, которые составляют каркас ее конкурентного преимущества. Теоретической основой выступили институциональная теория и теория стратегического ответа К. Оливер. По результатам исследования были сделаны предположения, что в условиях институциональных изменений компания не склонна трансформировать тот блок бизнес-модели, в котором сконцентрировано ее конкурентное преимущество, и тот блок, в котором сконцентрирована ее деятельность на домашнем рынке, за исключением случая совпадения данных блоков и подверженности их внешнему воздействию.
В заключение А.С. Веселова представила план по проведению второго этапа эмпирического исследования, которое будет сфокусировано на детальном изучении блоков бизнес-моделей, которые трансформируют международные организации в условиях институциональных изменений.
Мероприятие завершилось длительной и оживленной дискуссией, во время которой среди прочих были затронуты вопросы взаимосвязи цифровой трансформации и трансформации бизнес-моделей; новых параметров, которые могут дополнить традиционное представление бизнес-моделей компаний; влияния трансформируемых бизнес-моделей на внешнюю среду и реализации устойчивых инновационных бизнес-моделей.
Благодарим Анну Сергеевну за интересный и актуальный доклад, а участников — за вовлеченность и содержательную дискуссию.