• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Станислав Киселев: секрет «китайского чуда» нужно искать в прошлом

Китай – удивительная страна, за последние 30 лет она превратилась из «всемирной фабрики» с дешевой рабочей силой в страну, экспортирующую не только сложные технологические продукты, но и специалистов в AI. Какие традиции и подходы позволили Китаю совершить этот рывок? Как китайские компании взаимодействуют с неопределенностью? Какие приемы управления можно позаимствовать у китайских компаний, чтобы сделать организацию антихрупкой? Об этом мы поговорили с профессором практики департамента организационного поведения и УЧР Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, Станиславом Киселевым.

Станислав Киселев: секрет «китайского чуда» нужно искать в прошлом

НИУ Высшая школа экономики

Что помогает китайским компаниям быть антихрупкими?

Антихрупкость – это концепция, которая объясняет способность системы процветать и становиться сильнее при столкновении с потрясениями. Ее довольно часто упоминают на страницах китайской прессы и даже в речах высокопоставленных китайских руководителей. Нассим Талеб опубликовал свою одноименную книгу в 2007 году, а в 2013 появилась концепция «серых носорогов»1. Для китайцев обе концепции одинаково важны. Надо сказать, что информация о всех новых идеях западного мира сразу переводится на китайский язык и изучается. В Китае понимают, что знания дают конкурентное преимущество.

Китайские традиции гораздо глубже, гораздо древнее западных. В книге «Археологические раскопки в Китае» рассказывается, как лидеры древнего Китая занимались стратегическим планированием. Гадая на панцирях черепах, они искали ответы на важные вопросы: стоит ли идти в поход? будет ли урожай хорошим? С помощью системы гексаграмм они пытались предсказывать и трактовать события будущего. Это повлияло на китайские подходы к планированию и само понимание концепции времени. Европейцам они могут показаться парадоксальными.

С точки зрения западной традиции бизнес развивается линейно и поступательно – вчера, сегодня, далекое завтра. С китайской точки зрения, время циклично. В их иероглифах «прошлый месяц» – это «верхний месяц» (если переводить дословно), а следующий месяц – «нижний месяц». Чтобы понять будущее, надо посмотреть в прошлое. Когда говорят, что надо отринуть все былое, китайцы этого не понимают. Зачем что-то отрицать, тем более полезное и нужное? С восприятием времени тесно связана и тема планирования. Считается, что китайская система очень ригидна, лишена свободы, ей не хватает гибкости для быстрых и стремительных решений. Это не так.

 

Как китайский стиль лидерства отражается на устойчивости компании?

В Китае императоры всегда воспринимались как полубоги, люди верили, что законному правителю дан небесный мандат. Но подчинение власти базировалось на этических обязательствах правителя по отношению к подданным. В частности, от него требовалось проявлять сострадание, великодушие. Он мог рассчитывать на лояльность до тех пор, пока гарантировал, что его подчиненные не умрут с голоду. Неудивительно, что такое мышление вошло в управление бизнесом. Большинство компаний управляются сверху, но тем не менее они чрезвычайно гибки, сохраняют организационные структуры плоскими и с таким количеством подчиненных, которое необходимо. При достаточно серьезной степени централизации китайские компании могут действовать на основе проектов, собирая и распуская проектные группы по мере необходимости. Например, Haier – крупнейшая в мире компания-производитель белой техники (холодильники, стиральные машины, посудомойки, микроволновки), это экосистема, в которой люди борются за свои проекты и ресурсы (денежные, маркетинговые, дистрибуционные). Где-то наверху сидит «император», который щедростью своей их одаривает, при этом внутри существует высокая конкуренция, которая держит всех в большом напряжении.

Чтобы сделать компанию антихрупкой, важно внедрить методы управления, которые способствуют устойчивости, гибкости и приспособляемости. Вот некоторые приемы управления, которые можно позаимствовать у китайских компаний:

  • Акцент на долгосрочном мышлении: китайские компании склонны проявлять более терпеливый и долгосрочный подход к бизнесу, что может помочь им пережить краткосрочные потрясения и сбои. Приоритет отдается долгосрочному планированию и стратегическому мышлению, а не краткосрочным выгодам.
  • Построение прочных отношений: в Китае концепция «гуаньси» имеет решающее значение для успеха в бизнесе, поскольку она подразумевает создание и поддержание прочных отношений с ключевыми заинтересованными сторонами, такими как поставщики, клиенты и государственные чиновники. Такой подход помогает компании пережить сбои и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
  • Использование инноваций: китайские компании известны своим новаторским духом, и многие из них внедрили новые технологии и бизнес-модели, чтобы оставаться впереди конкурентов. Поощряется культура инноваций и экспериментов.
  • Поощрение расширения прав и возможностей сотрудников: китайские компании часто предоставляют своим сотрудникам больше самостоятельности и ответственности, что может способствовать развитию чувства сопричастности и приверженности успеху компании. Такой подход помогает компании адаптироваться к меняющимся обстоятельствам и быстро реагировать на новые вызовы.
  • Стремление к партнерству и сотрудничеству: в Китае партнерство и сотрудничество часто рассматриваются как ключ к успеху в бизнесе, поскольку они позволяют компаниям делиться ресурсами и знаниями и использовать сильные стороны друг друга. Это повышает устойчивость, гибкость и адаптивность компании.

 

Что лежит в основе быстрого роста китайской экономики и насколько устойчиво это развитие?

Краеугольным камнем роста инноваций в Китае стало то, что за последние 30 лет от 500 до 700 миллионов жителей Китая были вырваны из своего культурного контекста, переехали из деревни в город. При этом около 700 миллионов китайцев моложе 40 лет. Когда молодые люди резко меняют социокультурную среду, в обществе складываются объективные предпосылки для инноваций. В теории изменение места жительства – это один из способов повышения креативности. В Китае рабочие мигранты оказались перед необходимостью осваивать новую среду обитания, приспосабливаться. По законам высшей нервной деятельности то количество нервных импульсов, которое они получают и воспроизводят, гораздо больше, чем у людей, которые живут в привычной культурной среде.

Второй фактор – цифровизация. 94% всего бизнеса цифровизировано. Это также произошло потому, что сотни миллионов людей были вынуждены изменить среду обитания: раньше были деньги, теперь QR-коды; раньше я жил в родной деревне, а теперь живу в большом городе. Третий фактор – перемещение наукоемкого производства в Китай. Совершенно сознательно китайское правительство проводит политику, связанную с доместикацией: создаются лаборатории, университеты получают большие субсидии от правительства, создаются двойные программы, по которым иностранные студенты изучают Китай. По-прежнему образование имеет очень серьезный статус. По древнекитайской традиции, если ты сумел сдать имперский государственный экзамен, то это самый большой социальный лифт. Поддерживается древнекитайский культ литератов2, ученых мужей. История повторяется.

Многие компании перенесли штаб-квартиры в Китай. Фактически они воспитывают менеджеров, которые по своему опыту и знаниям сопоставимы с лучшими менеджерами мира. Если в 2000-х годах в Китае работало очень много этнических китайцев из Тайваня и Гонконга, то сейчас выросло местное поколение управленцев. Большое количество китайских менеджеров работали за границей или в штаб-квартирах компаний. Появились менеджеры, которые готовы заниматься инновациями.

Согласно некоторым индексам, рост продолжается. Индекс человеческого развития ООН (показатель продолжительности жизни, уровня образования, качества медицинских услуг и потребляемых продуктов) в 2020 году падал во всем мире, а в Китае он вырос вопреки всему3. Также очень важен индекс, связанный с инновациями, – индекс сложности развития экономики, который рассчитывают в Гарвардской бизнес-школе. Это индекс сложности производимых продуктов, который легко измерить через показатели экспорта4: какую номенклатуру по сложности товаров страна может экспортировать. Глобальная торговля, как лакмусовая бумажка, показывает, насколько страна развивалась, и Китай уже находится в первой десятке, а от США его отделяет всего ничего.

В августе 2022 года американский журнал Fortune с удивлением обнаружил, что продажи китайских компаний в технической сфере выше, чем продажи США. В рейтинге Fotune 500 китайских компаний больше, чем американских. Более того, в первой пятерке крупнейших компаний мира две – китайские. Очевидно, что без креативности и высокой скорости развития этого было бы не достичь. Также есть индексы, связанные с уровнем развития образования, искусственного интеллекта. Большая часть ученых, занимающихся проблемами искусственного интеллекта, – это этнические китайцы, они во всем мире работают и востребованы5.

Индекс инновационности, согласно которому Китай занимает 14-15-е место, базируется на измерениях, принятых западной школой. Методика предполагает, что должен быть какой-то супергерой, суперизобретение. В Китае инновации понимают иначе. Не выделяться, искать золотую середину – основополагающая тема в китайской философии и бизнес-жизни. И с точки зрения микроинноваций Китай опережает всех. В каждом китайском магазине можно увидеть QR-код продукта с его составом и происхождением. Такая инновация не обеспечивает грандиозного прорыва в науке и технике, но с потребительской точки зрения это здорово. Таких микроинноваций очень много, если это принимать во внимание, то Китай явно не номер 14 в мире.

В Китае очень четко действует принцип «адаптируйся или умри». В культурном прошлом Китая нет таких понятий, как трансцендентные боги, вечные идеи, сущность вещей. Китайская культура и ее тысячелетние традиции (даосизм, конфуцианство, буддизм) пронизаны ожиданием необратимых изменений. В западной философии важно хорошо думать, осмыслять и планировать. Гений – это человек, одаренный исключительным творческим мышлением, сумевший повысить прибыль на 10% или даже на 50%. Китайская мудрость считает гением того, кто обладает навыком глубокого наблюдения и умеет использовать подходящий момент, ускользая от заранее задуманного плана. Это другой подход. На Западе стратегическое планирование считается критически важным, а в Китае полагают, что последовательно выполнять фиксированный план практически невозможно, ведь в нем так много переменных, которые зависят от текущей ситуации в мире. В Китае важны видение, тактика и способность наблюдать. В рамках работы над достижением долгосрочной цели краткосрочная тактика может быть настолько гибкой, насколько это требуется здесь и сейчас.

 

Как китайцы работают со стрессом?

В западной культуре делается акцент на индивидуализм, людей поощряют сосредотачиваться на своих целях и потребностях. Китайская культура уделяет больше внимания коллективизму. При стрессе люди Запада скорее сосредоточатся на индивидуалистических практиках, самоанализе, а китайцы с большой вероятностью будут искать поддержку в семье, у школьных друзей, в комьюнити-клане. Традиционные практики, например китайская гимнастика, когда множество китайцев занимаются в парках, работают как коллективная терапия. На западе таблеточку пропишут, а в Китае люди пойдут выгуливать своих птичек – они ходят с клеточками, нервы успокаивают и птичкам, и себе.

Само восприятие стресса отличается на Западе и на Востоке. В нашей культуре стресс рассматривают как негативный опыт, которого следует избегать или сводить к минимуму. Китайская культура – без конца меняющиеся Инь и Янь – воспринимает стресс, изменение и перетекание состояния как естественную часть жизни. В западных культурах вам рекомендуют расслабиться, чтобы справиться со стрессом. Китайская культура, наоборот, помогает фокусироваться на действиях, которые призваны обеспечить стимуляцию, задействование других нервных узлов и возбуждений: коллективные упражнения, танцы, общение в семье, совместное празднование Нового года. В китайской культуре стресс – это просто одно из состояний.

Очень часто причиной стресса становится неопределенность, когда вы не знаете, что делать. Китайцы в таких ситуациях станут искать компромисс. На Востоке люди не любят говорить «нет», они стремятся избежать конфликта. В Китае людям с детства прививают настойчивость и стойкость перед лицом невзгод.

 

Как ведущие китайские компании относятся к ошибкам сотрудников? Как мотивируют людей идти на оправданный риск?

В целом многие китайские компании отдают приоритет «сохранению лица» и поддержанию положительного имиджа в глазах общественности. Это может способствовать формированию культуры, в которой сотрудникам не рекомендуется признавать ошибки или брать на себя ответственность за них. Если в организации чтут иерархию и авторитет, то ее сотрудники будут неохотно говорить об ошибках начальства или оспаривать его решения.

В последние годы некоторые китайские компании предприняли усилия по продвижению более открытой и прозрачной культуры, в которой сотрудников поощряют говорить об ошибках и учиться на них. Например, появились системы анонимных сообщений, где сотрудники могут рассказать о проблемах или ошибках, не опасаясь возмездия. Многие компании внедрили программы обучения и системы поддержки, чтобы помочь людям учиться на своих ошибках и не допускать их в будущем. Это может предполагать инструктаж или наставничество для сотрудников, внедрение новых процедур или протоколов для решения конкретных проблем.

Стоит отметить, что правовая и нормативная среда Китая может создавать проблемы для компаний, когда речь идет об устранении ошибок сотрудников. Компании могут быть привлечены к ответственности за действия своих людей. Так что отношение к ошибкам в китайских компаниях – это сложная и постоянно меняющаяся проблема. Решение может быть сложным и зависеть от отрасли, корпоративной культуры и индивидуального стиля руководства.

 

Как в Китае администрируется безопасность бизнеса?

Для китайских компаний наиболее характерно сочетание упреждающего управления рисками и готовность идти на просчитанный риск для достижения успеха в бизнесе. Один из ключевых подходов – это «гуаньси», то есть сеть отношений, которые отдельные лица и предприятия развивают для укрепления доверия и взаимной выгоды. «Гуаньси» позволяет предприятиям устанавливать отношения с ключевыми заинтересованными сторонами, включая поставщиков, клиентов и государственных чиновников, что может снизить потенциальные риски и предоставить возможности для роста.

Гуаньси – (кит. трад. 關係, упр. 关系, пиньинь guānxì) — китайский термин, в русском языке толкуемый как «связи», «кумовство», «круговая порука», «блат». В оригинале не несёт в себе отрицательной окраски и обозначает помощь, поддержку, услугу. Эквивалентом этого эффекта в русском языке является термин «социальный капитал». Гуаньси играет центральную роль в построении бизнеса в Китае.

Другой аспект китайского подхода к бизнес-рискам увязан с долгосрочным планированием и стратегическим мышлением. Китайские компании склонны тщательно взвешивать потенциальные риски и выгоды перед тем, как принять решение. Этот подход уходит корнями в конфуцианскую философию «благоразумия» или «осторожности», которая ценит тщательное обдумывание действий.

 

Источник: СберKnowledge, журнал. Выпуск №40, 2023

 

1Серый носорог – это очевидное и высоковероятное событие, которое все игнорируют.

2Литераты – в Германии сословие ученых; в Ост-Зейских провинциях, кроме того, писатель, адвокат, врач, представители свободных профессий.

3Change in UN Human Development Index, 2019-21.

4Country & Product Complexity Rankings, 2020 (USA – 12, China – 17).

5 https://macropolo.org/digital-projects/the-global-ai-talent-tracker/.