• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«И Россия будет наступать на те же грабли»

7 апреля в рамках XI Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества прошла сессия «Новые тенденции в организации и функционировании государственного аппарата».

Работа сессии началась с выступления Серика Капарова, первого вице-ректора Академии госуправления при президенте республики Казахстан. Г-н Капаров рассказал собравшимся о направлениях реформы государственной службы в Казахстане.

Поводом для реформ системы государственных услуг во всех странах является их неэффективность, а именно плохое качество предоставляемых услуг на фоне высоких издержек их предоставления.

Одним из аспектов казахских реформ государственных услуг стало избавление от влияния политического аппарата на аппарат государственных служащих. Хотя, по словам Серика Капарова, от политического влияния государственные службы пока не избавлены: за сменой политической элиты неизбежно следуют изменения в составе административных служащих.

Вторым аспектом реформ стала новая кадровая политика в области государственной службы. На государственную службу начали принимать на конкурсной основе, также принимаются меры для привлечения на госслужбу высокопрофессиональных специалистов. Препятствием здесь, в частности, является непрозрачность возможностей карьерного роста.

Кроме того, была введена система общественного контроля за работой чиновников. В Казахстане существует Дисциплинарный совет, который подчиняется напрямую президенту. В этот совет входят представители СМИ, бизнеса, местной власти. По словам г-на Капарова, заседания этого Совета, на которых нерадивым чиновникам устраивают «общественную порку», собирает больше зрителей, чем любые сериалы.

Однако нельзя не заметить, что успешность проведения административной реформы в Казахстане напрямую зависит от авторитета президента республики, что может стать препятствием для преемственности реформ.

Александр Оболонский, заместитель декана факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ, заметил, что казахский опыт дисциплинарных советов может быть крайне любопытным и для России, ведь это реализация административной юстиции.

Александр Оболонский
Александр Оболонский
В своем выступлении г-н Оболонский попытался вписать реформы государственной службы в более широкий социальный контекст. По словам профессора Оболонского, сейчас меняется сама логика отношений между государством и гражданами. «Государство все больше воспринимается не как высшая сила, а как машина оказания платных услуг населению», — констатировал А. Оболонский.

Однако наблюдаются и противоположные тенденции — усиление государственного контроля за различными сферами жизни. Сталкиваясь со снижением авторитета государственной власти, такие тенденции влекут настороженное отношение со стороны граждан.

Этими глобальными изменениями обусловлены изменения в функционировании государственной службы. Здесь, по мнению г-на Оболонского, происходит отказ от пожизненной карьеры и рост межотраслевой мобильности служащих; передача функций формирования аппарата чиновников от профессиональных госслужащих обществу; увеличение прозрачности в работе государственных органов. В России все эти изменения происходят крайне медленно.

Владимир Лобанов, зам. директора Государственного университета управления, сосредоточился на проблемах реформирования государственной службы в России и на теоретических основах этого процесса.

Все институциональные реформы госслужбы, по словам г-на Лобанова, проходят три этапа: этап внедрения нормативно-правовой базы, этап создания институтов для совершенствования государственной службы и этап повышения эффективности работы этих институтов. Россия сейчас застряла между вторым и третьим этапами.

Лобанов тонко заметил, что в России реформы государственной службы, безусловно, идут, но эти реформы не приводят к развитию государственной службы.

Опираясь на опыт западных стран, г-н Лобанов утверждает, что для создания эффективной государственной службы нам нужно внедрить рациональное бюрократическое управление на основе новых информационных технологии и новой культуры управления.

Алексей Барабашев, декан факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ, рассказал о проблемах внедрения в России подхода «new public management». Этот подход к государственным услугам появился на западе в 70х годах прошлого века. Подход базировался за заимствовании из бизнеса принципов управления и оказания услуг. В России эту парадигму начали внедрять спустя тридцать лет, но мы не учли целый ряд проблем, связанных с этим подходом.

Когда в России появились деньги на реализацию федеральных программ, увеличилась коррупция. Для борьбы с коррупцией были усилены контролирующие государственные органы. Как следствие, коррупция переместилась туда. Процесс реализации программ развития все больше бюрократизируется и тем самым блокируется.

А если бы мы изучили опыт США в применении подхода new public management, то знали бы, что нужно усиливать участие граждан в контроле за действиями чиновников, а не расширять контролирующие органы внутри государственной власти.

По мнению г-на Барабашева, России предстоит пройти тот же путь, что прошли США в переходе к модели партнерских отношений государства и гражданского общества. «И Россия будет наступать на те же грабли», — сказал он.

Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Полины Фроловой
 

6–8 апреля вы можете смотреть прямые трансляции мероприятий международной научной конференции ГУ-ВШЭ. Позже будут размещены видеозаписи.