Частные и муниципальные детсады: преимущества и ограничения
Доля негосударственного сектора на рынке дошкольного образования России составляет менее двух процентов. Почему этот сектор услуг развивается так медленно? В Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ прошел семинар, на котором доцент департамента социологии Ольга Савинская рассказала о проблемах развития негосударственных образовательных организаций, о преимуществах и недостатках муниципальных детских садов, а также трудностях выстраивания государственно-частного партнерства в этой сфере.
Дошкольное образование в России, сформировавшееся в течение XX века, имеет свою культурную уникальность. В советское время оно возникло в ответ на запрос о совмещении работы и воспитания детей матерью, а также служило инструментом обобществления функций воспитания. Новый закон «Об образовании в РФ» продолжает декларировать общедоступность и бесплатность дошкольного образования, считая его базовой, но необязательной ступенью общего образования. Однако в реальности общедоступность оказывается под вопросом на фоне сокращения числа государственных садов в 1990-е годы и роста рождаемости в последние 10 лет. Матери вынуждены становиться в очередь в первые дни после получения свидетельства о рождении ребенка, не имея возможности вернуться на рынок труда до момента, когда ребенок наконец получит это место. При этом, несмотря на то, что матери по-прежнему остаются основным агентом ухода за ребенком, детские сады как социальный институт выравнивают гендерные роли в семье — в семьях, где ребенок посещает детский сад, отцы в большей степени вовлечены в воспитание и уход за ребенком.
Государство пытается конструировать новую систему дошкольного образования, регулируя порядок и правила оказания услуг. Так, например, в 2014 году появились новые СанПиНы для семейных детских садов или домашних мини-центров, организуемых в жилых помещениях. Негосударственный сектор получил возможность развиваться, но ему тяжело конкурировать с государственными учреждениями, которые получают нормативное финансирование от государства, имеют историю и кредит доверия населения.
Частному детскому саду сначала нужно суметь привлечь родителя, а потом удержать и заставить забыть о высокой стоимости услуг
Доля негосударственного сектора на данном рынке составляет всего 1,8%. В 2012 году Минобрнауки в дорожной карте «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» поставило задачу увеличить число таких учреждений до 10% к концу 2018 года. Однако в предложенные сроки этот результат явно недостижим ввиду трудностей как организационного, так и институционального характера. Вероятно, поэтому в редакции дорожной карты 2014 года запланированный показатель был снижен до гораздо меньшей цифры — 2,2%.
В 2012 году в Москве, Санкт-Петербурге и Казани было проведено исследование, выявившее ряд недостатков системы государственных дошкольных учреждений. Так, исчезновение яслей, однообразное питание, жесткий график работы садиков (с 7:00 до 19:00), а также другие факторы, связанные с режимностью и унификацией воспитательного процесса, заставляют родителей отдавать предпочтение негосударственным учреждениям, которые предоставляют более гибкие условия. Камнем же преткновения для многих родителей становится существенная разница в цене. Сотрудники и директора частных садов отмечают, что высокие цены в негосударственном секторе неизбежны, поскольку отсутствуют субсидии, нет механизма подушевого нормативного финансирования, распространяющегося на все типы образовательных организаций, не хватает консультативной, методической, юридической и административной поддержки, а также льготных цен на аренду помещений. Естественно, что многие родители в итоге выбирают муниципальные детские сады.
Вместе с тем, в ряде регионов существуют программы развития негосударственных организаций дошкольного образования и досуга, которые уже начали давать свои плоды. Если государство обратит большее внимание на негосударственные дошкольные организации, это сможет помочь им развиваться в приемлемом темпе.
Выступившие после доклада отмечали в первую очередь вопрос, можно ли называть дошкольное образование рынком, и если да, существует ли на нем конкуренция в привычном смысле этого слова. Старший научный сотрудник ЛЭСИ Андрей Шевчук высказал предположение, что в данном случае мы имеем дело с конкуренцией за потребителя. «Частному детскому саду сначала нужно суметь привлечь родителя, а потом удержать и заставить забыть о высокой стоимости услуг», — сказал он. По мнению преподавателя департамента социологии Натальи Халиной, к списку предопределенных конкурентных преимуществ, которыми пользуются муниципальные учреждения, можно отнести отсутствие доступа негосударственных детсадов к выстраиванию образовательных комплексов с определенными школами.
Полина Попова, специально для новостной службы портала ВШЭ
Савинская Ольга Борисовна
Доцент департамента социологии
Халина Наталья Вячеславовна
Преподаватель Кафедры экономической социологии
Шевчук Андрей Вячеславович
Старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований
Шевчук Андрей Вячеславович
старший научный сотрудник ЛЭСИ