• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Частные и муниципальные детсады: преимущества и ограничения

Доля негосударственного сектора на рынке дошкольного образования России составляет менее двух процентов. Почему этот сектор услуг развивается так медленно? В Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ прошел семинар, на котором доцент департамента социологии Ольга Савинская рассказала о проблемах развития негосударственных образовательных организаций, о преимуществах и недостатках муниципальных детских садов, а также трудностях выстраивания государственно-частного партнерства в этой сфере.

Дошкольное образование в России, сформировавшееся в течение XX века, имеет свою культурную уникальность. В советское время оно возникло в ответ на запрос о совмещении работы и воспитания детей матерью, а также служило инструментом обобществления функций воспитания. Новый закон «Об образовании в РФ» продолжает декларировать общедоступность и бесплатность дошкольного образования, считая его базовой, но необязательной ступенью общего образования. Однако в реальности общедоступность оказывается под вопросом на фоне сокращения числа государственных садов в 1990-е годы и роста рождаемости в последние 10 лет. Матери вынуждены становиться в очередь в первые дни после получения свидетельства о рождении ребенка, не имея возможности вернуться на рынок труда до момента, когда ребенок наконец получит это место. При этом, несмотря на то, что матери по-прежнему остаются основным агентом ухода за ребенком, детские сады как социальный институт выравнивают гендерные роли в семье — в семьях, где ребенок посещает детский сад, отцы в большей степени вовлечены в воспитание и уход за ребенком.

Государство пытается конструировать новую систему дошкольного образования, регулируя порядок и правила оказания услуг. Так, например, в 2014 году появились новые СанПиНы для семейных детских садов или домашних мини-центров, организуемых в жилых помещениях. Негосударственный сектор получил возможность развиваться, но ему тяжело конкурировать с государственными учреждениями, которые получают нормативное финансирование от государства, имеют историю и кредит доверия населения.

Частному детскому саду сначала нужно суметь привлечь родителя, а потом удержать и заставить забыть о высокой стоимости услуг

Шевчук Андрей Вячеславович
старший научный сотрудник ЛЭСИ

Доля негосударственного сектора на данном рынке составляет всего 1,8%. В 2012 году Минобрнауки в дорожной карте «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» поставило задачу увеличить число таких учреждений до 10% к концу 2018 года. Однако в предложенные сроки этот результат явно недостижим ввиду трудностей как организационного, так и институционального характера. Вероятно, поэтому в редакции дорожной карты 2014 года запланированный показатель был снижен до гораздо меньшей цифры — 2,2%.

В 2012 году в Москве, Санкт-Петербурге и Казани было проведено исследование, выявившее ряд недостатков системы государственных дошкольных учреждений. Так, исчезновение яслей, однообразное питание, жесткий график работы садиков (с 7:00 до 19:00), а также другие факторы, связанные с режимностью и унификацией воспитательного процесса, заставляют родителей отдавать предпочтение негосударственным учреждениям, которые предоставляют более гибкие условия. Камнем же преткновения для многих родителей становится существенная разница в цене. Сотрудники и директора частных садов отмечают, что высокие цены в негосударственном секторе неизбежны, поскольку отсутствуют субсидии, нет механизма подушевого нормативного финансирования, распространяющегося на все типы образовательных организаций, не хватает консультативной, методической, юридической и административной поддержки, а также льготных цен на аренду помещений. Естественно, что многие родители в итоге выбирают муниципальные детские сады.

Вместе с тем, в ряде регионов существуют программы развития негосударственных организаций дошкольного образования и досуга, которые уже начали давать свои плоды. Если государство обратит большее внимание на негосударственные дошкольные организации, это сможет помочь им развиваться в приемлемом темпе.

Выступившие после доклада отмечали в первую очередь вопрос, можно ли называть дошкольное образование рынком, и если да, существует ли на нем конкуренция в привычном смысле этого слова. Старший научный сотрудник ЛЭСИ Андрей Шевчук высказал предположение, что в данном случае мы имеем дело с конкуренцией за потребителя. «Частному детскому саду сначала нужно суметь привлечь родителя, а потом удержать и заставить забыть о высокой стоимости услуг», — сказал он. По мнению преподавателя департамента социологии Натальи Халиной, к списку предопределенных конкурентных преимуществ, которыми пользуются муниципальные учреждения, можно отнести отсутствие доступа негосударственных детсадов к выстраиванию образовательных комплексов с определенными школами.

Полина Попова, специально для новостной службы портала ВШЭ