• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Для нас это своего рода вызов»

В начале июня в Шанхае в рамках развития программы международного партнерства побывала официальная делегация ГУ-ВШЭ. О целях поездки и достигнутых договоренностях рассказывает руководитель делегации проректор ГУ-ВШЭ Андрей Клименко.

Андрей Витальевич, в прошлом году Шанхай уже посещала большая делегация из Вышки во главе с ректором Ярославом Кузьминовым. В чем заключалась особенность нынешнего визита?

— Основной целью было приближение к реальному сотрудничеству между Высшей школы экономики и Фуданьским университетом, одним из крупнейших в Китае, по нескольким ключевым направлениям: праву, экономике, государственному управлению, мировой экономике. Мы встречались с руководством соответствующих факультетов Фуданьского университета и обсуждали возможные пути взаимодействия. При этом нас в первую очередь интересовали возможности взаимного обмена преподавателями, сопровождающегося  обменом студентами, совместного проведения исследований.

Насколько далеко вам удалось продвинуться на этом пути?

— Принципиальные договоренности были достигнуты, теперь нужно приступать к их реализации — к формированию конкретных программ обмена и тематики лекционных курсов. По всей видимости, эти курсы, в рамках универсальных тем вроде макроэкономической теории, должны включать вопросы, связанные с социально-экономической ситуацией в России и Китае.

Почему партнерство между двумя университетами решено было ограничить всего четырьмя-пятью направлениями?

— Дело не в ограничениях, а в степени готовности и желании сотрудничать. Такое желание и готовность проявили декан факультета государственного и муниципального управления Алексей Барабашев и декан факультета права Евгений Салыгин, которые вместе со мной участвовали в переговорах. Наши экономисты хотя и не поехали в этот раз, но просили подробно выяснить интересы их китайских коллег, что мы и сделали.

Мы с китайскими коллегами исходили из такой логики: давайте наладим связи между конкретными факультетами по конкретной тематике, а общее соглашение между университетами мы всегда успеем подписать.

Сколько времени может понадобиться для запуска межфакультетского взаимодействия?

— Отчасти такие связи уже налажены, например, на факультете государственного и муниципального управления реализуется программа летних школ для наших студентов. Многое, конечно, будет зависеть от деканов, сотрудников факультетов, которые должны выходить на своих шанхайских коллег с конкретными предложениями по тематике курсов и другим формам сотрудничества, так что сейчас мяч на их стороне.

С какими организациями, помимо Фуданьского университета, вашей делегации удалось провести переговоры?

— Мы провели встречу с членами Консультационного комитета при правительстве Шанхая, которые  в конце июня приедут в Москву для изучения российского опыта государственного и муниципального управления и посетят Вышку, где пройдет обсуждение интересующей китайских коллег тематики.

У меня была также возможность выступить с докладом о реформе государственного управления в России на всекитайском семинаре «Изучение Европы и Азии на междисциплинарном фоне», организованным Институтом международных отношений и регионального развития Восточно-китайского университета «Хуадун Шифань» — еще одного нашего партнера в Шанхае.

Андрей Витальевич, почему вообще Вышка заинтересовалась партнерством с китайскими университетами? Ведь не секрет, что более привычно академические связи развивать с американскими и европейскими университетами.

— Для нас это своего рода вызов. Крупные китайские университеты, как Фуданьский, нацелены на сотрудничество с США и Европой, по большому счету минуя Россию. Они ориентируются на самые высокие стандарты качества образования и научных исследований, в массовом масштабе посылают своих молодых преподавателей для получения PhD в лучших университетах мира. Поэтому если нам удастся развить сотрудничество с ведущими университетами Китая, это будет означать объективное признание соответствия ВШЭ мировым стандартам. Вслед за этим можно рассчитывать на взаимовыгодный обмен студентами и аспирантами, расширение иных видов сотрудничества с нашим крупнейшим и важнейшим восточным соседом.

Но готовы ли будут российские студенты ехать на стажировку в Китай, а не, скажем, в Англию?

— Это, конечно, дело вкуса. Но, например, практика факультета государственного и муниципального управления показывает, что спрос на Китай есть — на летнюю школу, которую факультет проводит в Китае, студентов сейчас приходится отбирать по конкурсу, хотя, когда она только начиналась, желающих было мало. Нужно учитывать еще одно обстоятельство — экономические связи между нашими странами, скорее всего будут усиливаться, а вот специалистов по Китаю у нас по-прежнему явно не хватает.

Насколько заметно влияние особенностей политической системы и коммунистической идеологии на высшее образование в Китае?

— Образовательные программы в китайских университетах по организации и содержанию строятся в соответствии с западными стандартами. По крайней мере, наименования дисциплин вполне универсальны, без китайской специфики. Дипломы и ученые степени, полученные в США и Европе, считаются престижными. Наверное, нужно глубже познакомиться с содержанием образовательных программ, чтобы делать вывод о присутствии в них элементов коммунистической идеологии.

В целом КПК, безусловно, играет роль «руководящей и направляющей», осуществляет контроль над ключевыми отраслями экономики и ресурсами. Но при этом, насколько я понимаю, не режет курицу, которая несет яйца, не «крышует» поголовно весь частный бизнес. Эта прагматика, исторически присущая китайцам, позволяет до сих пор обеспечивать определенный баланс интересов, социально-политическую стабильность и стимулы к развитию. При поездках по Шанхаю вы не увидите традиционных коммунистических лозунгов, хотя в каждой государственной организации, в том числе на каждом факультете университета, есть партийный комитет.

В программе вашего визита, насколько мне известно, была весьма любопытная экскурсия в один из шанхайских музеев...

— Да, в конфуцианском храме нас познакомили с практикой приема на госслужбу, которая действовала в Китае на протяжении 1300 лет, до начала XX века. Претенденты на место чиновника сдавали довольно сложные экзамены, включавшие не только сочинение на определенную тему, но и владение оружием. Чтобы исключить при письменных экзаменах подлоги и списывание, претендентов изолировали на несколько дней, затем рукописи сочинений переписывались специальными переписчиками и уже в таком деперсонифицированном виде направлялись на проверку. Это исключало всякую возможность предварительной договоренности между кандидатом в чиновники и экзаменатором. Не менее строго боролись и со всякого рода «шпаргалками» — человека, пойманного на списывании, ждало наказание вплоть до телесного.

А какими вы увидели китайских студентов?

— Обращает на себя внимание их целеустремленность - все с книгами, ноутбуками, даже в кафе. Праздношатающихся по кампусу я не заметил. Вечером заняты все спортивные площадки. Кстати, сам кампус Фуданьского университета оставил очень приятное впечатление, причем, как меня уверяли китайские коллеги, жить в кампусе по карману почти каждому студенту — на доллар можно пообедать. Это означает, что учиться в университете могут представители самых разных слоев населения, а для Китая с его крайне неоднородным уровнем жизни это немаловажно.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ