«Классно работать с классными людьми»: Илья Якубсон делится секретами бизнеса со студентами Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ
«Вечер ритейла» – это о том, как в реальной жизни создать бренд и управлять им. Это возможность напрямую общаться с людьми, которые создали себя сами. На лекциях мы изучаем «как надо», видим рафинированные презентации брендов, учим теорию. А как это все реально создается? На таких встречах теоретические знания начинают переходить в практическую плоскость», – пояснил формат мероприятия Александр Лебедев.
Магистранты услышали из «первых уст» историю самой быстро растущей российской компании, которую уже хотят копировать, и не только в РФ. «На конец декабря 2021 года было всего 72 магазина, а в декабре 2022 года их насчитывалось уже более 500 , и это не предел! », – рассказал сразу о главном Илья Якубсон.
По его мнению, имеет смысл ставить только амбициозные цели, идти к их выполнению по принципу «work hard – have fun» и постоянно оптимизировать процессы, не тратя времени на лишнее. Эти принципы легли в основу корпоративной стратегии и культуры новой компании. «У нас в компании принято общаться «на ты», можно перебивать на совещаниях и приходить на них в худи и джинсах. Я не хочу контролировать сотрудников – это не эффективно. Поэтому мы берем тех, кто разделяет наши ценности и готов честно работать в интересах команды, стараясь максимально эффективно выполнить наши общие цели», – поясняет управляющий директор.
Илья много лет в ритейл-бизнесе, на встрече со студентами он честно признался, что ещё тридцать лет назад, предлагал идею создания жёстких дискаунтеров. В процессе ведения активной бизнес-деятельности, Илья Якубсон понял, что ему не хватает систематизации знаний, он написал кандидатскую диссертацию, получил МВА, учился в одном из самых престижных учебный заведений мира – Лондонской бизнес-школе. Системность, начитанность, объективность, принятие разных точек зрения – вот что дает образование, по мнению гостя.
Теперь академические знания управляющий директор «Чижика» сочетает с практическим подходом: он регулярно посещает магазины, общается с сотрудниками и рекомендует менеджерам делать так же, чтобы понимать, как их работа выглядит глазами коллег и покупателей. «Однажды нам нужно было сделать выкладку хлеба. Тогда мы выкладывали каждый батон отдельно. И вот, когда я лично выложил 400 батонов на нижнюю полку и у меня свело спину, понял, что это не эффективно! Надо изменить! С тех пор мы хлеб в сети выставляем коробами», – Илья подчеркнул, что магистрантам полезно пройти практику непосредственно в магазинах, чтобы своими глазами увидеть - как всё устроено.
Магистерская программа «Менеджмент в ритейле» учит студентов решать реальные бизнес-задачи, понимать, как работает многочисленная сеть из поставщиков, производителей, партнёров, и уметь ей управлять, знать цифровые технологие, применяемые сегодня в разных направлениях ритейла.
В зале присутствовала студентка второго курса программы Алина Агайдарова, которая рассказала о своем опыте, а также стала победительницей конкурса вопросов спикеру этого вечера. Алина идет на красный диплом и в рамках магистерской диссертации планирует строить модель магазина. Для того, чтобы разобраться в теме, ей нужен был доступ в действующий магазин, и команда «Чижика» откликнулась первой . «Моей задачей было собрать данные, но невозможно сидеть, когда все вокруг работают! Я присоединилась к сотрудникам торгового зала, теперь работаю там по полдня. Мое сознание полностью изменилось, также как и отношение к работникам магазинов, – поделилась Алина. – Мне было интересно познакомиться с этими людьми, послушать их истории, узнать, почему именно они получают удовольствие от работы в «Чижике», переходя из других магазинов. Я узнала, как важно для компании ценить труд сотрудников. Без этой практики моя диссертация была бы неполной».
Со студентами обсудили и любимое всеми мороженое – у «Чижика» собственные бренды, для которых компания привлекает лучших производителей. «Мы продаем то, что едим сами! На качестве не экономим!», – отметил Илья и рассказал студентам, как именно сделать качество доступным, что можно оптимизировать, а на чем экономить нельзя.
Благодаря открытости гостя, атмосфера сразу сложилась открытая и доверительная: студенты, проходящие стажировку в компании «Чижик», воспользовались возможностью обсудить рабочие моменты, перспективы и даже задать «острые вопросы». Возможность встреч и открытой дискуссии «без галстуков» в неформальной обстановке с руководителями бизнесов делает программу «Менеджмент в ритейле» уникальной – у студентов есть возможность напрямую учиться у профессионалов, задавая самые острые вопросы, на каждый из которых найдется ответ!