• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Скорость, адаптивность и технологии». Можно ли научиться ритейлу в вузе

Студентка первого курса магистерской программы «Менеджмент в ритейле» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Екатерина Соколова рассказала в интервью «Москва24» об особенностях ритейла сегодня, перспективах работы в этой сфере и особенностях обучающей программы. 

«Скорость, адаптивность и технологии». Можно ли научиться ритейлу в вузе

НИУ Высшая школа экономики

Магазин во дворе – это не бизнес для ленивых, а за ним скрывается целая мультисистема, и должно пройти время, чтобы все это поняли.

В 2021 году я получила степень бакалавра по направлению «Логистика и управление цепями поставок», в сентябре прошлого года поступила в магистратуру «Менеджмент в ритейле», а в свободное от учебы время работаю в секторе FMCG (Fast-Moving Consumer Goods – товары повседневного спроса) административным ассистентом. То есть вся моя жизнь сейчас, так или иначе, связана с ритейлом. Возможно, выбор не для всех очевидный: у молодежи востребована сфера ИТ, финансов, банковские и госструктуры, стартапы.

Екатерина Соколова

ОП «Менеджмент в ритейле», 1 курс

 

Может показаться, что ритейл – это что-то максимально простое, банальное. Но ведь если задуматься, какой объем аналитики стоит за тем, чтобы вот эта конкретная бутылка молока продавалась в этом конкретном магазине и стояла на этой конкретной полке по соседству с подходящими товарами, то масштаб очевиден. С каждым годом такая потребительская аналитика усложняется, а покупать ту самую бутылку молока для клиентов торговых сетей становится, наоборот, проще и удобнее.

Я шла на эту программу осознанно. Хотела, чтобы практики было больше, чем теории, чтобы были кураторы, которые не просто хорошо разбираются в теме, а работают в этой отрасли. Например, на моей программе в качестве куратора выступает X5 Group, и именно это взаимодействие помогло до конца осознать, что торговая компания – это не просто магазины. Глобальная ИТ-инфраструктура, логистический комплекс, производство готовой еды –  сложный организм, в котором мне еще только предстоит разобраться. Для этого с нами постоянно встречаются специалисты и руководители, показывают реальные практические кейсы. Это не презентации, которые показывали в вузах еще лет 10 назад, а только то, что пригодится в реальной работе. Мои коллеги, кстати, удивляются, когда я рассказываю им новые фишки: не верят, что такое могут давать в вузе.

К тому же, такая коллаборация – неплохой шанс зарекомендовать себя еще в процессе обучения и после окончания магистратуры безболезненно устроиться на работу. Причем, скорее всего, это будет сразу крупная, известная на рынке и очень технологичная компания.

Стереотипное восприятие, когда торговля действительно сводилась к простым действиям «купил-продал», сформировалось у прошлого поколения. Но время поменялось. Сейчас ритейл – это про скорость, адаптивность и технологии. Это мультисистема, которая работает на огромной географии. И в больших городах, и в маленьких вам готовы привезти продукты из ближайшего магазина «у дома» за 45–60 минут, у вас на телефоне стоит приложение любимого магазина, которое помогает копить и списывать баллы. Вы можете оформлять подписки на продукты и читать новости в СМИ, которое сделал ритейлер. Приведу простой пример: в том, чтобы связка бананов оказалась в корзине покупателя, участвуют сотни сотрудников. Специалист по импорту ищет нужных поставщиков в Африке или Латинской Америке, затем бананы, проделав длинный путь, дозревают в камере газации в Подмосковье, где о них уже заботится персонал распределительного центра. А менеджер, отвечающий за категорию «фрукты-овощи», в это время решает, как организовать доставку именно в тот магазин, который нужно. Затем операторы склада укомплектовывают бананы в машину, а следом водители везут в магазин, где груз встречает директор с командой. Только после этого фрукты попадают на полку, а потом уже на кухню покупателя.

Сейчас нас учат воспринимать ритейл шире, чем просто сферу розничной торговли. Сюда же входит fashion- и люкс-ритейл, банковский, автомобильный, страховой, операторы связи, производители, стартапы, работа с конечными пользователями. То есть вместо торгового дела (как думает большинство) и мерчандайзинга, мы изучаем CRM, финансовый анализ, маркетинг, применение Big Data в планировании и взаимодействии с потребителями, проводим научные исследования – без этого в ритейле никуда. Мы должны понимать, как думает современный покупатель и как его привлечь, – это все работа с «большими данными» (big data).

Почти на все занятия сейчас мы приезжаем очно, потому что практика в этом деле очень важна. У нас запланированы открытые встречи с руководителями компаний, семинары и экскурсии: в течение первого семестра мы посещали торговые сети, чтобы на месте посмотреть, как все устроено. На двух курсах примерно 50 человек, и преподаватели знают лично каждого студента. Для тех, кто выбирает ритейл осознанно, это реальный шанс приобрести необходимые навыки сейчас и в будущем построить хорошую карьеру.

 

Полная версия статьи: Москва24