В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошло заседание Комиссии по образованию Ассоциации менеджеров «Создание новых знаний — новый актуальный вид деятельности корпоративного университета?»
В начале заседания с приветственным словом выступили Вадим Ковалёв, первый заместитель исполнительного директора, Ассоциация менеджеров, и Валерий Катькало, директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, председатель Комиссии по образованию Ассоциации менеджеров и модератор проходившего заседания.
Катькало Валерий Сергеевич
Директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ
Валерий Катькало объяснил, почему для дискуссии выбрали тему о создании новых знаний: «Есть две причины, почему эта тема существует в повестке корпоративных университетов (КУ) и почему она приобретает дополнительную актуальность: операционная и стратегическая. Операционная связана с тем, что КУ, которые становятся более многочисленными в крупных и средних компаниях, имеют в своем мандате очень важную задачу — сбор лучших практик внутри своей компании и кодификацию для последующего тиражирования. Это важная организационная миссия КУ — реализовывать стратегию компании и быть важным игроком в трансформации. Это можно делать, когда ты хорошо управляешь знаниями, которые компания создает. О стратегической стороне жизни эффективного КУ — мы все больше говорим о зрелости КУ, которые существуют не один год, и требования у многих компаний возрастают — КУ должны быть хабом для генерации новых знаний».
В дискуссии участвовали директор Университета Банка России Андрей Афонин, начальник управления образовательным циклом Корпоративного университета НЛМК Елена Брико, руководитель Корпоративного университета X5 Group Светлана Теселкина, заместитель директора Высшей школа бизнеса НИУ ВШЭ Наталья Шумкова и директор по развитию персонала ПАО «Ростелеком» Екатерина Барабанова.
В начале заседания Наталья Шумкова презентовала членам Ассоциации менеджеров первое справочно-аналитическое издание о российской популяции КУ — справочник «Корпоративные университеты России-2022», рассказала об исследовании и привела основные выводы, которые были получены с помощью анализа 44 КУ.
Шумкова Наталья Валерьевна
Заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ
«Эталонной модели корпоративного университета нет», - продолжила Наталья Шумкова, заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. — 73% КУ имеют государственную лицензию на образовательную деятельность, а средний годовой бюджет КУ составляет 401, 6 млн. рублей. Всего в КУ получают знания более 4 млн. человек, а доля онлайн-обучения с 28% в 2019 году выросла до 68% в 2021-м. Система «Лидеры учат лидеров» внедрена у 91% корпоративных университетов, а среднее количество часов преподавания топ-менеджерами составляет 13, 3 часа в год. Среди самых эффективных форматов – внутреннее тренерство, наставничество, P2P обучение. Участники системы «Лидеры учат лидеров» и внутренние тренеры как правило являются уникальным преподавательским ресурсом и транслируют новые и приоритетные для компании знания. Развитие системы внутреннего тренерства должно отражать потребности компании в развитии ключевых компетенций и отвечать на вопросы, какие знания нужно передавать, в каких объемах, в каких форматах», - отметила Шумкова.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что КУ выступают в роли площадки для обмена знаниями, опытом внутри компании, а также транслятором информации вовне. В некоторых компаниях, например, в Банке России, КУ становятся площадкой для обсуждения и принятия стратегических решений. Также многие образовательные организации ведут международную деятельность, хотя сейчас отмечается изменение в выборе стран-партнеров. Спикеры отметили особое значение коллабораций, в том числе кроссиндустриальных, для обмена уникальными знаниями. Способность устанавливать контакты с конкурентами и обмениваться опытом — важное преимущество КУ.
Представители КУ поделились различными подходами в организации образовательных процессов. Например, главный фокус в X5 Group — это обучение без тренеров, «люди учат людей», а для трансляции знаний используется LXP-платформа. Для поиска новых знаний КУ используют разные форматы: стратегические сессии, внутренние и внешние конференции, экспертные сообщества, банк идей и другие.
Также участники заседания обсудили перспективы корпоративного образования и цели, которые нужно ставить для развития, прежде всего — погружение в бизнес и объединение с другими КУ.
*по данным исследования, представленного в справочнике «Корпоративные университеты России-2022»