ВШБ НИУ ВШЭ и АФК «Система» выпустили сборник учебных кейсов на материалах бизнесов корпорации
«В поисках источников роста» — уникальный совместный проект Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и АФК «Система». Сборник содержит семь полноформатных кейсов, представляющих анализ реальных бизнес-ситуаций, с которыми столкнулись компании-лидеры российского рынка. Выпуск сборника учебных кейсов — часть комплексной программы сотрудничества НИУ ВШЭ и АФК «Система».
В учебных кейсах анализируются реальные управленческие практики и исследования процессов принятия решений в компаниях: МТС, Ozon, Segezha Group, ГК «МЕДСИ», Агрохолдинг «СТЕПЬ», «Биннофарм Групп», ГК «Детский мир». В основу заложена идея поиска механизмов роста разных портфельных бизнесов инвестиционной компании АФК «Система».
ПАО АФК «Система» — публичная российская инвестиционная компания с диверсифицированным портфелем активов в таких отраслях, как телекоммуникации, высокие технологии, банковские услуги, розничная торговля, электронная коммерция, лесопереработка, сельское хозяйство, недвижимость, туризм и медицинские услуги. Компания основана в 1993 году. Ее выручка в 2021 году достигла 802,4 млрд рублей, совокупные активы на 31 декабря 2021 года составили 1,8 трлн рублей.
При поддержке корпорации разработкой кейсов занимались 11 преподавателей Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ во главе с ответственным редактором сборника, заместителем директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Верой Ребязиной. Создание текстов шло в тесном сотрудничестве с топ-менеджерами каждой из семи компаний. Все кейсы снабжены методическими указаниями, которые будут доступны преподавателям вузов и корпоративных университетов в качестве дополнительных материалов.
Кейс-метод, состоящий в анализе и обсуждении в аудитории ситуаций из реальной практики бизнеса, является одной из традиционных и отличительных особенностей качественного бизнес-образования в современном мире. Он предназначен для развития ключевого навыка любого менеджера — принятия управленческих решений в условиях неопределенности. Данный проект — первый пример партнерства лидеров российской экономики и бизнес-образования в создании коллекции оригинальных учебно-методических материалов для подготовки высококвалифицированных управленческих кадров. Всего библиотека Ресурсного центра учебных кейсов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ включает в себя более 50 учебных кейсов разных форматов.
Валерий Катькало
«Уникальность данной серии кейсов, подготовленных Ресурсным центром учебных кейсов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, в том, что все они полноформатные, созданные на первичных материалах и позволяют учиться на опыте ведущих отечественных компаний, — подчеркнул директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Валерий Катькало. — Все кейсы посвящены центральному вызову для руководителей любой компании — выработке и реализации эффективных механизмов роста. Поэтому несмотря на то, что эти кейсы были разработаны в 2021 году, проблематика сборника в определенном смысле стала в новых условиях еще более актуальной».
Светлана Матвеева
«Мы рады делиться своей экспертизой, чтобы помочь другим более точно ориентироваться в окружающем мире, — заявила Светлана Матвеева, вице-президент по управлению персоналом АФК «Система». — Мы верим, что опыт, который есть у корпорации, поможет исследовать новые ниши, получить знания, сформировать и проверить гипотезы для развития, основываясь на реальных ситуациях и данных успешного бизнеса, находящегося в непрерывном развитии. Уникальное учебное пособие поступит в библиотеки российских вузов, реализующих программы по менеджменту и экономике».
Учебные кейсы сборника изложены в большом объеме текста, что дает возможность сделать их более универсальными в использовании за счет включения важной контекстуальной информации о состоянии внешней и внутренней среды компаний. В ходе учебного процесса проблемную ситуацию каждого кейса можно обсуждать с точки зрения разных предметных областей менеджмента, что позволяет преподавателю выбирать различные сценарии обсуждения в зависимости от учебных задач. Кейсы сборника можно применять при обсуждении проблематики общего и стратегического менеджмента, маркетинга и бренд-менеджмента, международного бизнеса и организационного поведения. Они могут быть использованы в программах разного уровня бизнес-образования — от бакалавриата и магистратуры до MBA/EMBA и корпоративных программ развития руководителей.
Целевая аудитория сборника — преподаватели управленческих и экономических дисциплин, работающие в вузах, бизнес-школах и корпоративных университетах, широкое бизнес-сообщество. Все семь учебных кейсов сопровождаются методическими указаниями по их использованию в процессе преподавания. Эти указания разработаны по международным стандартам и базируются на результатах проведенной апробации кейсов в аудиториях Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Методические указания помогут преподавателям понять учебные цели каждого кейса и ознакомиться со стратегиями преподавания: определить перечень и последовательность вопросов для обсуждения, познакомиться со сценариями ведения дискуссии, планами занятий и их адаптацией под аудитории различного уровня управленческой зрелости и теоретической подготовки и под цели образовательной программы.
Важным преимуществом данного сборника является то, что учебные кейсы и их неотъемлемая часть — методические указания — будут доступны для преподавателей бесплатно. Сверстанные в удобном для образовательного процесса формате, кейсы и методические указания на русском и английском языках преподаватели вузов и корпоративных университетов могут получить на сайте проекта.
Проект реализован в сотрудничестве с издательством «Альпина ПРО». Сборник будет доступен на крупнейших маркетплейсах, а также в сети розничных книжных магазинов.