• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экспертное мнение: «В какую сумму РФ обойдется создание собственного электромобилестроения?»

Экспертное мнение: «В какую сумму РФ обойдется создание собственного электромобилестроения?»

Профессор Высшей школы бизнеса ВШЭ Михаил Аким:

Для того, чтобы наладить массовое производство собственных электромобилей, РФ придется потратить в десятки раз больше тех сумм, которые выделяются в настоящее время.

«Китай, к примеру, инвестировал не менее 60 миллиардов долларов в поддержку индустрии электромобилей и продвигает амбициозный план по переходу на полностью электрические или гибридные автомобили к 2035 году, — сказал он. — Европа и США также инвестировали в разработки изделий и компонентов сопоставимые суммы. Для России, выходящей на этот рынок позже данных игроков, достижение конкурентной позиции потребует и аналогичных вложений десятков миллиардов долларов».

С учетом размеров внутреннего рынка и того, что, согласно той же Стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2035 года, «доля экспорта автомобилей в объеме производства в натуральном выражении составляла 6–7%», данный рынок, скорее всего, не может обеспечить окупаемость требуемых инвестиций.

«Возможности развития экспорта электромобилей на рынки «дружественных» стран ограничиваются присутствием там Китая, который благодаря своим инвестициям стал там безусловным лидером. На разработку одной модели электромобиля требуется около 50 миллиардов иен (455 миллионов долларов) при наличии платформы и компонентной базы. Согласно Стратегии, «поддержка НИОКР в автомобилестроении и производстве автомобильных компонентов осуществлялась в рамках общеотраслевых инструментов, не превышая 1,5–2 млрд рублей в год», то есть 25-30 миллионов долларов, что в десятки, а может быть, сотни раз отличается от того, что требуется для создания (а не узловой сборки) собственных электромобилей».