Гибридные офисы и борьба за власть над социумом
В Санкт-Петербурге продолжает работу Петербургский международный экономический форум. В пятницу в дискуссиях приняли участие несколько представителей Вышки. Ольга Филатова, профессор практики Высшей школы бизнеса ВШЭ, рассказала об исследовании «Гибридные офисы», а вице-президент ВШЭ Лев Якобсон выступил с экспертным мнением на сессии, посвященной сетевым сообществам. «Доверие — вот чего нам не хватает», — подчеркнул Лев Якобсон. 5 июня на ПМЭФ пройдет дискуссия с участием ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Перепрошивка систем управления
Ольга Филатова, профессор практики ВШБ, рассказала в ходе сессии «Корпорации и сотрудник: как управлять человеческим капиталом в постковидном мире?» о гибридном формате работы, который предполагает частичную онлайн- и офлайн-занятость. В дискуссии также приняли участие топ-менеджеры «Северстали», ТМК, «Утконоса», McKinsey, SAP и других компаний.
Профессор отметила, что наука пока ничего не говорит о гибридных форматах работы, еще нет достаточного количества данных, недостаточен период наблюдений. В то же время по всему миру выходит огромное количество практических рекомендаций, ведь жить-то как-то надо в этом формате. Экспертное сообщество в области управления людьми должно быть готово в ближайшее время начать соответствующие исследования, чтобы предложить бизнесу решения и инструменты, которыми можно пользоваться при переходе на гибридный формат работы.
По результатам исследований должны быть разработаны инструменты диагностики, методы оценивания ментального состояния, рекомендации по выстраиванию системы профилактики, реагирования и контроля ментального благополучия сотрудников.
Ольга Филатова пояснила, что в профессиональном бизнес-сообществе, в научных кругах сегодня принято считать гибридным такой формат организации рабочего процесса, когда больше трети персонала более 50% рабочего времени работают вне офиса. Эти цифры говорят о том, что очень сильно должен меняться процесс управления кадрами. Нужно решать вопросы, как вовлекать, как адаптировать, как проверять и оценивать результативность; как выстраивать карьеру и оценивать преемственность; как поддерживать креативность, а также самоорганизованность и самомотивацию. Фактически сейчас «перепрошиваются» установки, как управлять людьми.
В пользу распространения гибридного формата организации рабочего процесса есть немало аргументов. Например, это экономия на аренде офиса, на которую в некоторых случаях приходится 20—30% всех расходов. Обратная сторона процесса состоит в том, что в результате массового перехода на гибридный формат будут отмирать какие-то профессии, навыки. Ольга Филатова предположила, что, в частности, сократится потребность запоминать много информации, поскольку появляются электронные помощники, помогающие спланировать день. Возможно, будет ослабевать умение распознавать эмоции других людей, понимать, насколько внимательно слушает вас собеседник.
Но, уверена Ольга Филатова, несмотря на то, что уходит потребность участия человека во многих трудовых процессах, в том числе физических, связанных с мелкой моторикой, например, с письмом, будет возможность развивать эти навыки. Например, как хобби. Поскольку они необходимы для умственного тренинга.
Стоит отметить, что недавно Высшая школа бизнеса ВШЭ выпустила первый аналитический доклад «Гибридные офисы», соавторами которого стали Ольга Филатова и Мария Рыкина. Эксперты сходятся во мнении, что возврат к традиционному (офисному) формату организации работы невозможен по целому ряду причин. В частности, ускоряющаяся цифровая трансформация, дальнейшее развитие телекоммуникационных технологий и сетей позволят более эффективно организовывать удаленные рабочие места, обеспечивать коммуникацию, контроль выполнения рабочих задач и проч. Кроме того, скорый приход большого количества сотрудников поколения «Z» на рынок труда потребует пересмотра многих подходов к организации процессов управления людьми.
Новый формат организации рабочего времени сотрудников, который сочетает в себе и удаленный, и офисный формат эксперты называют гибридным офисом или гибридом
Гибрид — это когда удаленно работает такое количество сотрудников, при котором требуется перестроение бизнес-процессов, и в особенности процессов управления людьми. В гибридном формате требуется переосмысление роли HR, поскольку задача управления социальным капиталом компании выходит на новый уровень сложности.
Построение гибридного офиса и сопутствующее изменение процессов управления людьми должно учитывать ряд негативных моментов: возможное снижение инновационного потенциала, выгорание сотрудников, эрозия корпоративной культуры и ухудшение социального капитала. Эти темные стороны удаленных форм занятости наглядно продемонстрировала ситуация локдауна.
Сетевые сообщества и власть над социумом
Опыт последнего времени показывает, что не связанные в жесткие иерархические структуры социальные группы, сетевые сообщества, объединенные в том числе в рамках вызовов «новой этики», все активнее вступают в борьбу с традиционными институтами гражданского общества и государства за доминирующую роль в определении повестки, ценностей, смыслов и современных микроидеологий. Насколько данная тенденция характерна для тех или иных стран, какую роль она может сыграть в развитии России в ближайшее время и какие решения должны предложить традиционные институты гражданского общества, политический класс для того, чтобы конкуренция между сетями и институтами не привела к хаосу?
Так организаторы определили тему сессии «Сетевые сообщества и институты в глокализирующемся обществе: борьба за власть над социумом», в которой принял участие Лев Якобсон, вице-президент НИУ ВШЭ.
Он отметил, что в его представлении о сообществе можно говорить, когда есть коллективные добровольные действия в одном направлении. Такие сообщества были, есть и будут всегда в разных формах. Что изменилось сейчас? Сообщества «подешевели», подешевел вход в них за счет того, что сейчас это явление имеет совершенно иные масштабы и иное влияние. «Я бы не стал оценивать — хорошо это или плохо. Они есть. И вопрос в том, как с ними взаимодействовать», — говорит ученый. Необходима их институционализация, без этого взаимодействие может быть скорее негативное, выражающееся в порицаниях, может быть, наказании, что тоже иногда нужно, но оказать поддержку, помочь ресурсами можно только институтам.
Говоря о сообществах, надо помнить, что в сегодняшней ситуации человек остается один на один с огромным количеством проблем. Одиночество — это оборотная сторона того, что в сообщество можно войти легко, подчеркивает вице-президент Вышки. Здесь есть плюсы и минусы, в том числе, с экономической точки зрения. С одной стороны, появились огромные возможности для самореализации. С другой стороны, это относится в первую очередь к людям самодостаточным, устойчивым, гораздо труднее приходится тем, кому нужна опора, поддержка, идентификация. Сетевое взаимодействие облегчает фрагментацию, но при этом связка потенциально сильного с потенциально слабым, которая действует в традиционных этно-конфессиональных сообществах, в сетевых сообществах ослабевает.
Необходимо наведение мостов между сообществами, не обойтись и без внешнего воздействия — со стороны государства
Во взаимодействии с сообществами, в отношениях между ними, важно знать, что в России очень высок уровень доверия к знакомым и очень низок — к незнакомым, и разрыв между двумя этими параметрами весьма велик. И это обстоятельство справедливо и по отношению к сообществам. «Доверие — вот чего нам не хватает», — подчеркнул Лев Якобсон.
Система приема в университеты
В субботу, 5 июня в 14:00, в рамках Петербургского международного экономического форума состоится публичная дискуссия «Точное попадание: какой должна быть система приема в университеты», участие в которой примет ректор Вышки Ярослав Кузьминов.
Прием в университеты — ключевой этап системы формирования человеческого капитала во всех странах. От того, насколько она справедлива и эффективна, зависит дальнейшее движение талантов, социальная мобильность, качество работы социальных лифтов. В этом году единому госэкзамену, на который опирается российская система образования, исполнилось 20 лет. Отвечает ли сложившаяся сегодня система приема в вузы требованиям времени и глобальной конкуренции? Какие механизмы распределения студентов используют развитые и развивающиеся страны? Помогает ли существующая система олимпиад обеспечить «социальное перемешивание» и доступ талантливой молодежи к качественному образованию? Насколько конкурентоспособной является российская система отбора в вузы? На эти вопросы предстоит ответить участникам сессии, в числе которых ожидается министр высшего образования и науки РФ Валерий Фальков.
Ранее, на полях ПМЭФ в интервью основателю телеграм-канала «НОП» Евгению Сжёнову Ярослав Кузьминов назвал российскую систему ЕГЭ одной из лучших в мире. «Единый экзамен, независимая система оценки образовательных результатов, которая служит пропуском в высшее учебное заведение, есть в той или иной форме во всех странах. Я вас уверяю, что та, которая сложилась в России — одна из лучших. Одна из самых креативных», — сказал он.
Посмотреть трансляцию этой сессии можно будет здесь.
Кроме того, 5 июня в работе ПМЭФ примут участие заместитель директора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Филипп Казин, заведующая Лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ Диана Королева, директор Института права и развития ВШЭ — Сколково и Международного центра конкурентного права и политики стран БРИКС НИУ ВШЭ Алексей Иванов и научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.