«Экономика впечатлений» как она есть
Сейчас в социальных сетях популярен хэштег #меняневзяли. Мы прочитали на вашей страничке историю о том, как вы оказались в гостиничной индустрии. Это действительно судьба?
В 2011 году я закончила бакалавриат факультета менеджмента в Вышке, не смогла окончательно определиться с программой обучения в магистратуре и решила взять перерыв в один год. За это время я планировала подтянуть язык, чтобы попробовать свои силы в заграничном университете, а также поработать и понять, что мне действительно интересно.
Каким-то удивительным образом я оказалась в отделе продаж одного из сетевых отелей Москвы и поняла, что эта индустрия меня поглотила.
Опыта работы непосредственно в сфере гостеприимства у меня не было, что сильно выделяло на фоне коллег. Зато все управленческие навыки, полученные в бакалавриате, позволили достаточно быстро продвинуться по службе, и я поняла, что пора подтягивать теоретическую базу в гостиничной сфере. В этот же момент на родном факультете менеджмента появилась новая магистерская программа «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» и я решила вернуться в альма-матер.
То есть Вы были в первом наборе на программу?
Да, в первом. Наша магистерская программа совершенно не похожа на другие программы факультета: помимо традиционной вышкинской «менеджериальной» базы, нам давали достаточно много отраслевых дисциплин с кейсами и интересными практическими заданиями.
Больше всего понравилось, что нас сразу же отправили на экскурсии во многие известные отели Москвы. Многие мои одногруппники еще не были знакомы с внутренней «кухней» гостиничного предприятия. Впоследствии кто-то уходил в эти отели на практику или сохранял контакты для дальнейших научных исследований и будущего трудоустройства.
Наша группа была самым первым набором направления, думаю, что многое еще только тестировалось, какие-то предметы были экспериментальными. Сейчас я вижу, какая колоссальная работа была проделана, и что изменилось: отрадно видеть и многих практиков, с которыми теперь я сталкиваюсь по работе. Это очень ценные специалисты, с которыми не всегда просто назначить встречу, поэтому нынешним студентам хочется пожелать максимально внимательно относиться к тем знаниям и опыту, который им передается за время обучения.
Недавно мы встретились с нашими преподавателями, М. Д. Предводителевой и О. И. Зеленовой, на крупнейшем ежегодном мероприятии в туристической и гостиничной сфере - 25-й Московской международной выставке "Путешествия и туризм" (MITT). Было здорово пообщаться, будучи уже в другом статусе – не студента, а профессионала гостиничной отрасли.
То есть вы остались в отрасли после магистратуры. Чем вы сейчас занимаетесь, как сложилась ваша карьера?
Сейчас я являюсь исполнительным директором уникального проекта для российского гостиничного рынка: международного видеокаталога отелей Lookinhotels. Мы занимаемся видеопродвижением отелей на туристическом рынке – это и есть «экономика впечатлений» как она есть. Наша команда самостоятельно делает информационные видеоролики об отелях со всего мира и затем продвигает их по сайтам-партнерам, среди которых числятся такие компании, как Яндекс.Путешествия, Onlinetours, Travelata и многие другие.
В России у нас нет конкурентов. Конечно, отель может обратиться к фрилансеру, который сделает для них видеоролик, однако по нашему опыту, не всегда эти истории заканчиваются качественным продуктом. Более того, этот исполнитель не сможет разместить видео там, где сможем разместить его мы. И видео зависает где-то на сайте отеля или, что еще хуже, на жестком диске одного из сотрудников.
Что интересно, изначально этот проект запустил мой однокурсник с бакалавриата Вышки, Ким Григорий, а я просто согласилась помочь на время, пока искала работу в другом отеле и училась в магистратуре, однако в итоге осталась здесь на несколько лет.
Первоначально проект Lookinhotels задумывался как помощь туристам при выборе отеля: мы работали за рубежом в самых популярных странах для российских туристов (Турция, Египет, Кипр и другие) и в итоге за 5 лет смогли собрать базу с данными по 900 отелям из 13 стран. Нашей целью было показать туристу самую актуальную информацию об отеле в максимально доступной форме. Можно просмотреть сотни фотографий, однако 3-минутное видео с реальной атмосферой отеля, всеми его услугами и территорией решит эту проблему гораздо быстрее.
Нашим сервисом активно пользовались туристические агентства по России и СНГ: подобные видеоролики помогали им в продажах, так как отвечали на порядка 80% вопросов туристов при бронировании. Сейчас у нас есть база из около 5000 туристических агентств, которые продолжают активно следить за нами и пользоваться нашей базой отелей.
Затем на наш проект обратили внимание и туристические сайты, занимающиеся продажами туров (например, Onlinetours, Level.travel, Travelata) и системы бронирования (Tutu.ru, Hotelbook.ru). Для них проблема качественного контента стояла также остро: не все отели занимаются обновлением своих фотографий, а загрузка нашего видео оперативно бы решила этот вопрос. Более того, видео стало увеличивать время пребывания пользователя на сайтах наших партнеров и глубину просмотра страниц (турист увлекался и отправлялся на поиски видео других отелей). Так мы начали активно продавать этот контент сайтам туристической направленности.
Но все изменилось с наступлением кризиса: сначала обвалился курс рубля, затем закрыли Турцию и Египет – лидеров по зарубежным туристическим поездкам россиян. У нас эти направления занимали примерно треть контента сайта. Российские туристы начали интересоваться путешествиями по Родине, что кардинально изменило жизнь нашей компании.
То есть из-за кризиса компания фактически встала перед задачей корректировки стратегии?
Да, это так, и было это непросто. Для российских отелей видеомаркетинг оказался совершенно новым направлением: нам пришлось заново зарабатывать доверие игроков рынка. Мы стали проводить больше исследований на тему того, как именно должно выглядеть видео отеля, проводить опросы среди партнеров и пользователей, доказывая, что мы лучшие на рынке посредством реальных цифр и отзывов.
Первые исследования мы проводили среди пользователей сайта и наших партнерских турагентств. В опросе участвовало порядка 800 респондентов. Мы изучали формат ролика – стоит ли там что-то менять, каких разделов не хватает на сайте, какие страны/города сейчас интересны пользователям. Полученные результаты позволили набросать первый вариант обновлённой стратегии и отправиться в бой.
Следующие данные, необходимые для уточнения стратегии, уже получали при общении с российскими отелями: узнали, как у них формируются бюджеты, познакомились с ассоциациями и сообществами. Мы также стали изучать зарубежные исследования на тему визуального контента и поняли, что на Западе уже давно это превратилось в целую индустрию: есть несколько консалтинговых компаний, которые занимаются непосредственно контентом для отелей, предлагают персонализированные решения, рекомендуют, какие виды контента и как нужно делать разным средствам размещения. Некоторые кейсы мы стали пробовать в своей компании: снимали нестандартные ролики для участия в тендерах, мотивационные видео для персонала отеля, находили новые каналы распространения контента.
Сейчас наша компания Lookinhotels действительно стала экспертом по видеосъемке отелей: мы активно консультируем, как правильно делать и использовать видео, какие каналы его продвижения будут максимально эффективными, как показать отель так, чтобы потенциальный гость поверил картинке, какие именно услуги необходимо отснять. В этом году планируем выступления на нескольких отраслевых мероприятиях, что позволит нарастить базу контактов и донести наши опыт более широкой публике.
Первое время своими знаниями по созданию контента мы делились неформально: просто во время встречи с отелем, где нашей целью была продажа видео и включение отеля в наш каталог, мы сразу же устно рассказывали, что еще отель может сделать с нашим видео. Однако сейчас мы выделили новое направление нашей работы. Теперь любой отель может заказать у нас аудит визуального контента, где мы разработаем ряд рекомендаций, который отель сможет использовать самостоятельно. Сегодня все больше отелей понимают необходимость правильного представления себя в интернете и готовы слушать тех, кто разбирается в этом лучше всего. Сейчас мы начали активную экспансию: запустили партнерскую программу для представителей в российских регионах и за рубежом. Наши представители проходят обучение и работают с отелями в определенном регионе. Их основная цель – включение максимального числа новых отелей в наш каталог. Затем они также могут начать предлагать и аудит визуального контента, который будет проводить наш московский офис. Таким образом, я надеюсь, мы сможем как можно быстрее поделиться нашими знаниями с российским и зарубежным гостиничным рынком.
Валерия, благодарим вас за интересный рассказ и желаем процветания вашей компании. Что вы желаете новым поколениям студентов?
Студентам я бы хотела пожелать не бояться делать что-то новое, постоянно учиться и развиваться даже за стенами Университета и подходить с любовью ко всему, что вы делаете (будь это ВКР или работа в офисе). Мы в Lookinhotels всегда открыты новым идеям, контактам и знакомствам, это помогает развиваться и находить нестандартные решения. А я буду рада поделиться своими знаниями и ответить на любые вопросы как про учебу в Вышке, так и про нашу компанию и гостиничную отрасль в целом. Спасибо!