Бизнес, основанный на дружбе
Женя, как ты попал в Вышку? На ФБИ?
На самом деле про Вышку, я узнал еще будучи школьником, по-моему, в 10-м классе. Тогда я еще не подозревал, что в Высшей Школе Экономики есть факультет, готовивший отличных айтишников, как показала практика, востребованных во всем мире. Тогда этот факультет назывался "Бизнес-информатика".
Придя на день открытых дверей руководители факультета рассказывали про гигантские возможности студентов. На мероприятии выступали студенты, уже работавшие в больших корпорациях, очень быстро добившиеся успеха в карьере. Наверное, именно в это мгновенье я и принял решение поступать на факультет бизнес-информатики. Как оказалось, это было самое правильное решение в моей жизни.
В период обучения было ли понимание, кем будешь, зачем изучаешь те или иные дисциплины?
Если честно, то будучи студентом 1-го курса, я вообще не предполагал, кем я буду. Вокруг была одна математика и программирование. Расскажу одну историю. На одном из семинаров по математическому анализу нас спросил преподаватель экономического факультета: «Ребята, а что это вообще за такой странный факультет бизнес-информатики? Кем Вы будете-то?». Возникла пауза, никто ничего не мог ответить. Преподаватель смог только лишь предположить, что, скорее всего, в будущем мы будем продавать пиратские диски на каком-нибудь компьютерном рынке в Москве…
Понимание пришло в начале второго курса, когда начали появляться хоть какие-то профильные предметы и некоторые ребята начали устраиваться на свои первые места работы. С начала 2-го курса начался и мой карьерный путь консультанта по внедрению бизнес-приложений. Если по- простому, то мы помогали разным компаниями совершенствовать их бизнес с помощью инновационных ИТ технологий.
В чем для студента главные преимущества направления бизнес-информатика?
Во-первых, то, чему учат точно будет востребовано на рынке труда в ближайшие 100 лет: CRM/ERP системы, виртуализация данных, Big Data, Machine Learning, оптимизация процессов – все это преподается по направлению «бизнес-информатика», а в процессе учебы ты можешь выбирать, что больше нравится и изучать ту или иную дисциплину глубже.
Во-вторых, лично для меня преимуществом было то, что я мог совмещать учебу и работу.
В-третьих, часть знаний я реально применял на работе.
Чем занимался во время учебы в НИУ ВШЭ помимо самой учебы?
У меня была веселая студенческая жизнь. Я умел правильно расставлять приоритеты в определенный промежуток времени, поэтому успевал все: и в футбол играть, и активно расти по карьерной лестнице, и активно расширять свой круг общения. Кстати, этого сейчас категорически не хватает молодым ребятам. Многие считают, что надо или только учиться, или только работать, или не делать вообще ничего. Так как я достаточно целеустремленный человек и люблю активный образ жизни, у меня было и есть сейчас несколько целей в разных сегментах жизни. Работа, хобби/увлечения, личная жизнь, мои друзья и окружение и т.д. Потратьте полчаса времени, подумайте о своих планах на ближайший год-два и поставьте цели, которых вы хотите достичь в каждой плоскости. Уверен, это поможет!
Какие предметы были самыми любимыми?
Сложный вопрос. Наверное, это те предметы и преподаватели, которые помогли разобраться, чем же я хочу заниматься, те предметы, которые были наиболее приближены к реальному бизнесу. Все, что было связано с корпоративными информационными системами, бизнес-процессами и даже экономикой.
Не знаю, какие предметы сейчас преподаются, но, что точно было бы полезно будущим профессионалам в области ИТ-консультирования, так это дисциплины, связанные с переговорами, красивыми презентациями и манипулированию при заключении сделок.
Что запомнилось больше всего в Вышке? Что в университете хорошо? Что не очень хорошо?
У нас был очень дружный курс. Каждый помогал другому, чем может. Все-таки учиться хорошо было достаточно сложно. Тогда я познакомился с моими нынешними партнерами. И ничего не изменилось, мы все также помогаем друг другу и движемся вперед. Могу сказать, что поговорка «Бизнес, основанный на дружбе – это плохо, а дружба, основанная на бизнесе – это хорошо» в рамках нашей компании себя не оправдала и, надеюсь, что никогда не будет работать.
Как родилась идея собственного бизнеса?
В какой-то момент понимаешь, что в тебе есть огромный потенциал, который невозможно реализовать в корпорации. Ты чувствуешь, что можешь сделать что-то больше, заставить поверить в твою идею людей и что-то изменить в жизни, сделать что-то по-своему.
Каждый из трех партнеров уже имел колоссальный опыт работы в стратегическом и в ИТ консалтинге. Наверное, такая синергия позволила найти новую активно развивающуюся нишу – облачные информационные системы, которую мы и заняли.
Немного о компании КИТ-консалтинг
Основные направление бизнеса – это внедрение информационных систем, консалтинг, реинжиниринг бизнес-процессов, разработка программного обеспечения с нуля. Ключевое отличие от всех остальных компаний на рынке мы пропагандируем облачные технологии, т.е. системы, работающие по модели SaaS. Тем самым, большинство наших клиентов – это малый и средний бизнес. Такая тенденция была замечена нами еще в середине 2011 года: существует группа известных интеграторов, которые работают на рынке с 90-х годов. Работают только с крупными компаниями, их услуги стоят очень дорого. Но рядом существует огромное количество компаний, принадлежащие к сегменту МСБ с оборотом до 1-1,5 млрд. рублей в год, которые точно также хотят автоматизировать свои процессы, снизить операционные издержки, увеличить чистую прибыль и т.д. Именно в этом сегменте мы и начали работать.
Мы не обо всех наших проектах имеем право рассказывать и делать заявления в СМИ, к сожалению, как правило, о самых интересных и захватывающих…
Наверное, нет в мире такой отрасли, в рамках которой мы не работали в том или ином виде: ритейл, услуги, розница, электронная коммерция, спорт… было все.
В нашей линейке продуктов, которые мы внедряем, около 20 вендоров как отечественных, так и зарубежных. Под бизнес-требования подбираем самое подходящее. Например, одному из самых известных автомобильных аукционов была внедрена западная CRM-система, которая до сих пор на территории РФ в таких масштабах никогда не использовалась (было автоматизировано более 90 рабочих мест).
Летом 2016 года мы представляли на олимпиаде в Рио-де-Жанейро новый инновационный самолет для перевозки спортсменов, напичканный специальным софтом и оборудованием, которые в процессе полета помогают быстрее адаптироваться.
Что ближе тебе лично? Вопросы разработки ПО, аналитика, продажи, финансовые вопросы деятельности компании?
Если бы этот вопрос мне был задан 2-3 года назад то, безусловно, я ответил, что аналитика и разработка. Сейчас – это стратегическое развитие компании, участие в переговорах с ключевыми клиентами и партнерами. Считаю, что без отличного технического бэкграунда говорить о стратегии, развитии, продажах просто не имеет никакого смысла. На выходе получится провал.
Ваша компания активно сотрудничает с факультетом бизнеса и менеджмента, объединившего три факультета ВШЭ (в том числе и ФБИ). Как можно сформулировать конкурентные преимущества нашего студента?
Да, это правда. Особенно последние 2 года мы очень активно работаем с ФБИ. То, что я скажу ниже, к сожалению, можно отнести не к каждому студенту, но на факультете бизнес-информатики такие люди были, есть и, уверен, что будут:
- целеустремленность и нацеленность на результат;
- активная жизненная позиция. Считаю, что это особенно важно, когда ты хочешь успевать все;
- самоуверенность, что не всегда хорошо (иногда при собеседовании кандидата из ВШЭ нам кажется, что мы нанимаем к себе на работу топ-менеджера "Газпрома" с тридцатилетним опытом…);
- желание учиться, учиться и учиться даже на работе.
Выпускники и студенты других факультетов ВШЭ работают в КИТ-консалтинге? На каких позициях?
Как в любой айтишной компании у нас в компании есть две ключевые боевые единицы – это аналитики (консультанты) и разработчики. Довольно часто помимо ФБИ мы активно общаемся с факультетом Программной инженерии. Довольно толковые ребята приходят на стажировки на младшие позиции.
Какова идеальная модель взаимодействия с вузом работодателя?
Большинство студентов достаточно ленивый народ, которые хотят решить свои локальные проблемы. Кстати, это не всегда плохо. А потенциальные работодатели и партнеры факультета/ВУЗа преследуют свои цели. Самое главное – это найти общие точки соприкосновения целей между студентом и работодателем и достичь максимальной полезности. Как мне кажется, в данном случае требуется некий координатор со стороны ВУЗа и работодателя. Оба человека должны быть полностью вовлечены в процесс организации работы со студентами и набора новых сотрудников в компанию соответственно. И в таком плотном, может быть, еженедельном режиме общения всех заинтересованных сторон можно будет добиться качественного результата. Такую схему мы и практикуем с ФБМ. Как решить это технически? Выставки, дни карьеры, мастер-классы, практики, мне кажется, что не особо-то и важно. Каждый из механизмов можно отточить и довести до совершенства при условии, что и факультет и компания заинтересованы в сотрудничестве на самом деле, а не только на бумаге.
Если бы у меня была возможность вернуться на 10 лет назад, что бы ты изменил?
Сначала дам один совет, а потом отвечу на этот вопрос. Никогда не задавать себе такие вопросы. Никогда ни о чем не жалеть. Никогда!
Что бы я изменил? Абсолютно ничего.