• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диана Гаспарян и Татьяна Левина выступили на конгрессе ASEEES в Сан-Франциско

23-26 ноября 2019 в Сан-Франциско прошёл очередной конгресс ASEEES, где в рамках секции по советскому идеализму выступили доцент Диана Гаспарян и доцент Татьяна Левина

23-26 ноября 2019 года в Сан-Франциско прошел Ежегодный съезд Ассоциации славянских, восточноевропейских и евразийских исследований 2019 г.

Диана Гаспарян и Татьяна Левина организовали секцию “Идеализм как сопротивление? Как советские ученые адаптировались к государственной идеологии (1940-1970-е гг.)”

Мы предлагаем пересмотреть значение идеализма как теоретического ресурса в советской интеллектуальной культуре. Как система верований, диалектический материализм в советское время стал дисциплинарно закрепленной и передаваемой формой мировоззрения. Он выступал против идеализма как теории, которая существует в отрыве от практики и/или замаскированной вредной практики. Но даже убежденные диалектики, такие как историк и философ математики София Яновская или философ Эвальд Ильенков, искали способ сохранить идеализм, даже как ошибочную и ограниченную форму мышления. Уже обсуждая различные концепции платонизма в 60-х годах, Яновская описывает их авторов как ошибочных, но важных для становления науки. Она находит язык описания, позволяющий обсуждать идеализм в рамках диалектического материализма. Таким образом, можно говорить о втором смысле "веры": собственной вере философов в необходимость (критического) восприятия идеализма. Именно такая неоднозначная критика блистает в текстах советских философов и даже учебниках - под видом критики идеализма многие из них сами передавали идеалистические учения. Такой прием стал заметным признаком производства гуманитарных и социальных знаний в позднесоветской культуре.

Выступление Татьяны Левиной Внутриидеологические формы идеализма: София Яновская и "Красный профессориат"

Софья Яновская (1896-1966), профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, внесла значительный вклад в развитие математической философии в СССР в эпоху марксистско-ленинской идеологии. Получив образование в Институте "Красной профессуры" в 1935 году, она начала с критики буржуазных типов мышления, а именно всех форм идеализма, привития идеологии диалектики марксизма-ленинизма в области математики. Но внезапно Яновская изменила свою стратегию: более поздний период ее жизни был посвящен защите математической логики и философии математики от критики со стороны сторонников диалектического материализма.


Выступление Дианы Гаспарян "
То, что здесь написано - ложь": Идеализм как пустое место советской философии"

В докладе было предложено пересмотреть значение идеализма как теоретического ресурса в советской интеллектуальной культуре. Как система верований, диалектический материализм в советское время стал дисциплинированно закрепленной и трансмиссивной формой мировоззрения. Интеллектуалы той эпохи выступали против идеализма как теории, которая существует в отрыве от практики и/или замаскированной вредной идеологии. Но даже убежденные диалектики искали способ сохранить идеализм, даже как ошибочную и ограниченную форму мышления. Уже обсуждая различные концепции платонизма в 60-х годах они находят язык описания, позволяющий обсуждать идеализм в рамках диалектического материализма. Таким образом, можно говорить о втором чувстве "веры": собственной вере философов в необходимость (критического) восприятия идеализма. Именно такая неоднозначная критика наполняет тексты советских философов и даже учебники - под видом критики идеализма многие из них транслируют идеалистические учения. Такой прием стал заметным признаком производства гуманитарных и социальных знаний в позднесоветской философской мысли. 

В гуманитарных текстах советского периода можно найти примеры текстов, которые лучше всего иллюстрируют идею П. Слоттердайка о "просвещенном цинизме". Эта идея находит свое живое воплощение в уникальном явлении особого письма и чтения, которое было реализовано советскими гуманитарными науками. В качестве примера таких текстов, написанных в специальном режиме кодирования, которые содержали необходимые положения обхода цензуры и сопровождались всеми идеями, угодными господствующей идеологии, которые по большей части не были связаны с содержанием, рассмотрим некоторые русские советские учебники, такие как знаменитые русские учебники по философии под редакцией Спиркина, Фролова и некоторые другие.

Выступление Гаспарян Д. Э. подготовлено в рамках исследовательского гранта РНФ 19-18-00100 Отечественная философия XIX-XXI вв. в интеллектуальном пространстве Запада: критика, рецепция, диалог.