• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эффект увлечения

На базе ВШЭ прошла международная летняя школа для аспирантов и молодых ученых ICABEEP (Международной конфедерации ассоциаций по развитию поведенческой экономики и экономической психологии) «Поведенческая экономика и экономическая психология». Об итогах проведения школы рассказывает ее содиректор, заведующий Лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики ГУ-ВШЭ Алексей Белянин.

— Алексей Владимирович, прошла пятая летняя школа ICABEEP. Какова ее миссия, какие цели вы ставили перед собой, планируя эту школу?

— Основная идея такого рода мероприятий — «взращивание» нового поколения ученых, вооруженных всеми необходимыми знаниями и навыками для проведения собственных исследований. Мы взяли на себя известные организационные обязательства, в том числе ради того, чтобы новое поколение исследователей входило в науку под руководством опытных ученых с мировыми именами, чтобы они понимали, как формулировать гипотезы, правильно ставить и решать исследовательские задачи, приобретали технические навыки и получали опыт представления результатов своих исследований в профессиональной среде.

И еще одна немаловажная идея, реализуемая благодаря подобным школам: они помогают устанавливать рабочие и, что называется, человеческие контакты между исследователями — представителями разных стран и разных дисциплин. Действительно экономисты и психологи на одни и те же явления смотрят с разных точек зрения, поэтому Ассоциация исследователей в области политической экономики и экономической психологии и занимается наведением мостов и, так сказать, «перекрестным опылением» психологии и экономики.

— Как формировался преподавательский состав для школы?

— Международная традиция школ ICABEEP началась еще в 1990-е годы, две первые школы прошли в Австрии, потом еще две — в Италии, поэтому школа уже имеет репутацию и большой круг друзей, которые с удовольствием принимают участие в ее работе. В этом году нам удалось собрать сильный преподавательский состав. На школу приехали профессор Стивен Ли, он представлял Университет Эксетера (Великобритания), его исследования направлены на изучение психологии современного экономического кризиса и поведения людей в условиях ограниченной информации. Стивен был нашим «хранителем традиций», ведь он преподавал еще на первой летней школе в 1990 году. Профессор экономики Дэниэл Хаузер из Университета Джорджа Мейсона (Вашингтон), один из ведущих экономистов в этой области, автор многочисленных работ по изучению поведения в условиях соблазна и социальных факторов корпоративного поведения. Интересную лекцию прочитал профессор Университета Ноттингема Бенедикт Херрманн, она была посвящена «темной» стороне человеческого поведения, в частности, положительным и отрицательным стимулам, которые принуждают нас к кооперации друг с другом. Тадеуш Тышка, профессор Университета Козьминского в Варшаве, выступил перед слушателями с результатами своих исследований, связанных с анализом взаимодействия непосредственных экономических интересов и моральных норм.

— Каков был уровень участников школы в этом году? И кто проявляет больший интерес к школе психологи или экономисты?

— В этом году на школу приехало приблизительно поровну психологов и экономистов. Но не так важно кого больше, кого меньше, все участники школы работают в рамках одной парадигмы, с одной и той же литературой, область наших совместных научных изысканий — психологические особенности человеческого поведения в экономической сфере. Отбирая участников на школу, мы прежде всего ориентировались на их академический уровень; обязательным условием было свободное владение английским языком — рабочим языком школы. Примерно половину наших участников составляют молодые преподаватели, и вторая половина — аспиранты последних лет обучения (PhD students), ведущие собственные научные исследования. Практически все они уже имеют публикации, девять участников школы представили результаты своих исследований на конференции «Рациональность, поведение и эксперименты», которая состоялась по окончании школы. Хочу отметить, что, на мой взгляд, формат совмещения школы и конференции оказался очень удачным. Он дает возможность продемонстрировать научные результаты работы участников школы сразу после ее завершения и, что немаловажно, получить экспертную оценку профессионалов в данной области. В этом году на конференцию приехали специально приглашенные гости, ученые с мировым именем в области поведенческой психологии – Эрик ван Раай, Майя Бар-Хиллел, Эрих Киршлер, Пол Вебли и ряд других.

— Как вы оцениваете уровень проектов, которые были представлены участниками школы?

— Мы очень довольны тем, что получилось. При том что собралась довольно пестрая команда людей из разных стран и с разным опытом работы, все они искренне и самозабвенно работали две недели, активно участвовали в общих дискуссиях и в группах. Предложить идею, реализовать ее, обсудить ее с коллегами, использовать сильные стороны каждого члена группы, обсудить с инструкторами школы, реализовать — это тяжелая работа, и участники с ней справились великолепно. Всего у нас было одиннадцать групп, каждая из которых реализовала свой научный проект, публично доложила его результаты, и есть хороший шанс, что часть из этих работ будет доведена до публикации. Один из самых интересных проектов — это эксперимент по исследованию эффекта повального увлечения (или «прицепного вагона», bandwagon effect). В политике мы можем наблюдать подобный эффект, когда к кандидату-лидеру стекаются потенциальные коллеги и соратники, пытающиеся успеть в последний вагон уходящего поезда, чтобы примкнуть к большинству. Подобный эффект присоединения к большинству наблюдается и в экономической сфере — он был сформулирован еще Харви Лебенстайном в 1950 году, однако до сих пор, по-видимому, строгим образом не проверялся эмпирически. Одна из наших исследовательских групп поставила недвусмысленно-«чистый» тест этого эффекта, когда следование за поведением других не может быть объяснено ничем иным, кроме как знанием того, что до них подобное же решение приняли другие. Еще одна интересная работа была посвящена исследованию соблазнов. Соблазн — это уступка интересам сиюминутного «я» в ущерб долгосрочным интересам того же самого «я». Авторы проекта исследуют, каким образом желание вкусить запретный плод зависит от того, каким образом сформулировано множество выбора.

— Можно ли сказать, что вы довольны результатами школы?

— Я получил письма от коллег из Италии, Великобритании, США, из Европейской комиссии, с просьбой поделиться информацией о школе. Все это говорит о том, что, проведя мероприятие такого уровня, мы стали еще заметнее в мировом календаре научных событий, школа дала возможность университету «прозвучать» в научном сообществе. Во-вторых, мы приняли непосредственное участие в формировании нового поколения исследователей из Армении, Бразилии, Венгрии, Германии, Голландии, Дании, Китая, Литвы, Польши,  Румынии, США, Франции, Хорватии, Южной Африки и, разумеется, России. И сами мы очень многому научились у наших коллег. Для меня одним из самых важных результатов школы стало то, что в процессе работы мы все вместе думали над вопросами, имеющими общечеловеческий смысл: кто мы такие, почему мы такие, а не другие, почему мы ведем себя так, а не иначе, где граница правильности нашего восприятия, какова цена неправильного восприятия в нашем поведении. На мой взгляд, поиск ответов на подобные вопросы — одна из основных причин, почему люди вообще занимаются общественными науками. Я рад, что школа и конференция помогли участникам лучше познать самих себя, расширить собственный кругозор, благодаря общению с людьми из разных стран с различным опытом исследовательской работы, благодаря просто человеческим отношениям, которые сильно сблизили нас всех. Честно говоря, изначально мы не были уверены ни в успехе школы, ни даже в том, что она состоится — очень уж тяжелое выдалось лето. Однако мы рады, что участники не испугались ни дальнего пути, ни визовых проблем, ни климата — и надеемся поддерживать рабочие контакты с ними и в дальнейшем. В анкету участников, распространенной по окончании школы, мы включили такой вопрос: «Если бы вы два месяца назад спросили бы сегодняшнего себя, стоит ли ехать на эту летнюю школу, что бы вы ему посоветовали?» — и более 95% респондентов ответили: «Надо ехать!».

— Есть планы относительно следующей летней школы?

— Проведение нынешней летней школы — это добрая воля нашего университета и наших коллег, в частности факультета экономики и его декана Владимира Сергеевича Автономова, директора Института фундаментальных междисциплинарных исследований (ИФМИ) ВШЭ Мартина Гилмана и ректора ВШЭ  Ярослава Ивановича Кузьминова, которые выделили средства на ее проведение. Но школа — это еще и большая организационная работа, проделанная моими коллегами Еленой Валериевной Тугаревой, ведущего научного сотрудника Лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики ВШЭ, и Мариной Владимировной Медведевой, заместителем директора ИФМИ. Проведение любого мероприятия такого рода требует финансирования и людей, которые готовы этим заняться в рамках университета. Что касается нас, то в наших ближайших планах — научная работа, результаты которой мы надеемся представить в частности на конференции ICABEEP в Великобритании в июле будущего года.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ