Проекты ВШЭ по оценке качества образования одобрены Рособрнадзором
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подвела итоги конкурса на лучший проект по совершенствованию оценки качества образования. В числе победителей — проект Института образования ВШЭ, в числе призеров — проект профессора факультета права ВШЭ Анатолия Нестерова.
На конкурс, который Рособрнадзор проводил вместе с «Учительской газетой», было прислано более 450 проектов. Среди участников — образовательные, научные и общественные организации, учителя, студенты, преподаватели. Конкурсную комиссию возглавил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, по итогам конкурса заявивший, что некоторые присланные работы будут использованы в работе ведомства.
Институт образования ВШЭ представил проект «Мониторинговое исследование образовательных достижений учащихся начальной и основной школы», в рамках которого планируется раз в два года оценивать метапредметные и предметные результаты учеников 4, 6 и 8 классов по математике, русскому языку и предметам естественнонаучного блока. Его авторы — Виктор Болотов, Игорь Вальдман, Елена Карданова, Юлия Тюменева, Екатерина Орел, Ростислав Горбовский, Исак Фрумин, а также заведующая Центром оценки качества образования Российской академии образования Галина Ковалева. Проект поможет получить достоверную информацию о результатах обучения, выявить факторы, оказывающие на них влияние.
Проект профессора Анатолия Нестерова называется «Правила добропорядочной академической практики» — об этих правилах рассказывается в его препринте «Как повысить качество высшего профессионального образования?», который и был представлен на конкурс. Повысить качество образования, считает автор, можно благодаря предотвращению плагиата, и для этого, по его мнению, недостаточно системы «Антиплагиат». Анатолий Нестеров предлагает включить в государственные стандарты обязательную дисциплину «Правила добропорядочной академической практики», разработать программу этого курса и при необходимости — учебное пособие.
В одной из своих работ он отмечает, что слово «добропорядочный» применительно к академической практике более уместно, нежели принятое за рубежом «добросовестный». Ведь понятие совести не является юридической категорией, а борьба с плагиатом «должна быть основана на достоверных доказательствах, полученных в соответствии с юридически значимой процедурой».
Болотов Виктор Александрович
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования
Вальдман Игорь Александрович
Доцент Департамента образовательных программ
Горбовский Ростислав Викторович
Аналитик Центра мониторинга качества образования
Карданова Елена Юрьевна
Директор Центра мониторинга качества образования
Нестеров Анатолий Васильевич
Профессор Кафедры судебной власти и организации правосудия
Орел Екатерина Алексеевна
Доцент Кафедры организационной психологии
Тюменева Юлия Алексеевна
Доцент Департамента образовательных программ