• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тест на лучшую систему видео-конференц-связи: чем заменить Zoom

Тест на лучшую систему видео-конференц-связи: чем заменить Zoom

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Цифровой блок НИУ ВШЭ тестирует системы видео-конференц-связи (ВКС), которые могут прийти на смену Zoom. В работе принимают участие преподаватели и сотрудники факультетов и подразделений университета. По итогам полного цикла тестирования всех продуктов будет выработана рекомендация по системе ВКС, способной наилучшим образом дополнить образовательные, научные и административные процессы Вышки.

Zoom — это одновременно и название программного обеспечения, предназначенного для проведения видеоконференций, встреч в режиме онлайн, общения в чате и организации совместной работе в мобильном приложении, и название американской компании, являющейся разработчиком программного обеспечения. Zoom — это не новый продукт, он уже достаточно давно на рынке, однако на слуху у большого количества российских пользователей он с весны 2020 года, с началом пандемии коронавирусной инфекции, когда вузам и другим образовательным организациям пришлось в срочном порядке развертывать решения для обеспечения образовательного процесса в онлайн-среде.

В Вышке Zoom использовали совместно с MS Teams, Webinar и другими решениями, но тем не менее он очень полюбился пользователям за простоту и при этом широкий выбор функциональных возможностей.

За прошедший год в НИУ ВШЭ на платформе Zoom было проведено порядка 277 840 мероприятий (встреч), на которых побывало около 4 800 000 участников.

В апреле 2021 года у российских вузов возникли сложности с приобретением лицензий на Zoom, так как компания Zoom Video Communications запретила своим дистрибьюторам продавать корпоративные лицензии на сервис госучреждениям и госкомпаниям. Поэтому в Вышке было принято решение о поиске альтернативных платформ, а также о проведении их тестирования.

Поиском таких решений занялся цифровой блок университета, который проанализировал, какие программные продукты в области видео-конференц-связи в настоящее время уже есть на рынке и какие из них могут быть использованы в учебном процессе. В число таких продуктов вошли: «Яндекс.Телемост» (разработчик Яндекс); «Сферум» (запущен совместно Mail.Ru Group и Ростелекомом); Jazz (разработчик Сбер); PruffMe (разработчик PruffMe); Meet.MIEM (разработчик МИЭМ НИУ ВШЭ).

Далее на основе опыта работы в Zoom, Webinar, MS Teams был сформирован перечень функциональных возможностей, которые используются на образовательных и административных мероприятиях, проводимых онлайн. Например, как самые обычные для ВКС возможности: создать звонок для нескольких человек или сразу группы, продемонстрировать экран, выслать файл, пообщаться в чате, — так и более интересные: сделать в ходе онлайн-встречи опрос, выдать домашнее задание и сразу проверить его, проверить присутствие на занятии.

Дмитрий Бондарь

Важным этапом стала оценка востребованности этих функциональных возможностей со стороны преподавателей. Самими востребованными из них оказались: включить «зал ожидания» (востребована у 74% опрошенных преподавателей Вышки) и «возможность поставить пароль на встречу» (72% опрошенных). «Большинство запрашиваемой нашими преподавателями функциональности возникает не просто так. Это результат большого опыта проведения лекций, семинаров, консультаций, зачетов и экзаменов у обучающихся, будь то один человек или большая поточная аудитория», — отмечает и.о. старшего директора по цифровой трансформации Дмитрий Бондарь.

Часть запросов на функциональные возможности системы ВКС оказалась связанной с предотвращением непристойного поведения обучающихся во время занятий. Например, очень востребованными являются «возможность принудительно выключить звук у участников организатором» (83% опрошенных отметили как очень нужную функцию) и «возможность исключить обучающегося из онлайн-встречи» (69% опрошенных отметили как очень нужную функцию).

После составления перечня функциональных возможностей систем ВКС, используемых преподавателями Вышки, и ранжирования их по степени востребованности цифровым блоком университета было организовано пилотное тестирование двух решений — альтернатив Zoom: «Яндекс.Телемост» и «Сферум». В этом тестировании приняли участие преподаватели и сотрудники ряда факультетов и подразделений Вышки. Среди них факультет компьютерных наук, Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова, факультет права, Институт статистических исследований и экономики знаний, Дирекция по онлайн-обучению, Институт образования, а также преподаватели — участники проекта Teach4HSE.

«Когда коллеги из цифрового блока обратились к нам с предложением принять участие в тестировании платформ ВКС, у нас не было сомнений, кого рекомендовать в качестве экспертов, — это участники проекта Teach4HSE — консультанты по преподаванию в цифровой среде, — рассказала директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ Оксана Черненко. — Это наши коллеги, которые обладают уникальными компетенциями, позволяющими не только качественно протестировать программные решения с точки зрения учебного процесса, но и дать четкие замечания исходя из реальных практик преподавания в Вышке».

Оксана Черненко

Для проведения тестирования пользователям было необходимо ответить на 69 вопросов, касающихся оценки наличия какой-либо функциональности, того, как эта функциональность реализована, оценки юзабилити (удобства и простоты), а также открытые вопросы о том, какой еще функциональности, по мнению участников, не хватает в протестированных решениях.

Результаты первого этапа тестирования систем ВКС («Яндекс.Телемост» и «Сферум») показали, что в настоящее время самым большим ограничением рассмотренных решений является ограничение на количество единовременно участвующих во встрече пользователей: сейчас эта цифра в разы ниже той, которую предлагает Zoom. «Компании-разработчики уже прокомментировали этот вопрос и проинформировали нас о том, что цифра будет стремительно увеличиваться в ближайшие полгода с техническим развитием сервисов и увеличением мощностей их инфраструктуры», — отмечает Дмитрий Бондарь.

Из сильных сторон рассмотренных решений пользователи Вышки отметили, что в «Сферуме» им больше понравилась функциональность, которая приближена к востребованной в учебном процессе, а в «Телемосте» подкупили более простые, удобные и понятные интерфейсы.

По юзабилити «Яндекс.Телемост» положительно оценивают 70,29% опрошенных (оценки «хорошо» и «нормально» распределены примерно в равных долях), «Сферум» — 77,74% (преобладает оценка «нормально»). По общей оценке «Телемост» положительно оценивают 60,7% (оценки «хорошо» и «нормально» распределены примерно в равных долях), «Сферум» — 60,8% (преобладает оценка «нормально»).

В настоящий момент идет тестирование второй очереди систем ВКС, в ходе которого рассматриваются предлагаемые решения Jazz, PruffMe и Meet.MIEM. После его завершения с результатами тестирования будут ознакомлены компании — разработчики решений. У них будут запрошены дорожные карты развития их сервисов для уточнения перспектив доработки решений непосредственно под потребности Вышки. Как отмечают в цифровом блоке университета, вполне возможна такая ситуация, когда какая-то функциональность в сервисе сегодня еще отсутствует, но уже завтра будет добавлена, поскольку решения по системам ВКС сейчас развиваются очень быстро. По итогам полного цикла тестирования всех продуктов будет выработана рекомендация по системе ВКС, способной наилучшим образом дополнить образовательные, научные и административные процессы Вышки.