Обсуждение продолжится через две недели
Видеозапись первой части собрания
Видеозапись второй части собрания
Надо заметить, что обсуждению главных направлений развития университета на собрании профессорско-преподавательского состава предшествовало длившееся около двух недель активное обсуждение этих тем на форумах, которые специально были организованы на портале Вышки. К рассмотрению были предложены 4 основные темы: кадровое развитие университета; новые образовательные стандарты, технологии и методики преподавания; стратегия ГУ ВШЭ как научно-исследовательского университета; корпоративная культура ГУ-ВШЭ. Были также созданы четыре рабочие группы, суммировавшие и анализировавшие предложения и замечания преподавателей по предложенным темам; представители этих рабочих групп и выступили на собрании с докладами, в которых были учтены мнения участников форумов. Забегая вперед в рассказе о прошедшем собрании, добавим, что закончилось оно тем, что было решено продолжить обсуждение проблем и направлений развития вуза — сначала в виде форума на портале ГУ-ВШЭ, а затем итоги виртуального обсуждения будут еще раз рассмотрены на очном общем собрании, которое планируется провести через две недели.
Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, открыв собрание, вручил директору Пермского филиала университета Галине Володиной почетную грамоту ГУ-ВШЭ и благодарность Правительства России за вклад в развитие высшего образования. Исполняющий обязанности проректора Высшей школы экономики Исак Фрумин получил благодарность от губернатора Томской области Виктора Кресса за помощь в подготовке к заседанию Государственного совета. Благодарности от Министерства образования и науки РФ получили заведующая кафедрой немецкого языка ГУ-ВШЭ Евгения Успенская и профессор кафедры бизнес-аналитики ГУ-ВШЭ Александр Кирсанов.
Затем Ярослав Кузьминов выступил с анализом сегодняшнего состояния Высшей школы экономики и ее места в вузовской системе страны и мира. «Сейчас Высшая школа экономики — это лидер российского образования, она входит в группу из 4–6 российских вузов, занимающих позиции в международных рейтингах. Причем наше отличие состоит в том, что мы резко растем в этих рейтингах. Все филиалы Вышки входят в ТОП-50 вузов России».
Вышка — самый открытый университет России. Вся информация о ее деятельности размещена в открытом доступе. Причем, по замечанию ректора, это не только образовательные программы и методические материалы, но и, например, отчеты о финансово-хозяйственной деятельности и многие другие документы.
Одной из важных проблем развития университета Ярослав Кузьминов назвал его «разбросанность». Так, в Москве здания Вышки расположены по одиннадцати адресам.
В своем выступлении ректор ГУ-ВШЭ сформулировал основные задачи, без решения которых динамичное развитие университета затруднительно. Ключевым должен стать рост конкурентоспособности образовательного процесса и научных исследований. Для этого, по словам Ярослава Кузьминова, образовательные программы обязательно должны базироваться на исследованиях, до 30 процентов курсов в рамках образовательных программ должны преподаваться на английском языке, а университет должен активно участвовать в международных научных проектах. Необходимо также вовлекать студентов в проводимые изыскания, создать устойчивую систему академических стимулов преподавателей и студентов.
Важной также является необходимость обновления кадрового состава университета. Проблема эта, по словам ректора, очень деликатная, так как привлекая в вуз молодых исследователей и преподавателей, необходимо сохранить опытных ученых и педагогов, создать для всех комфортные условия работы. Но в любом случае требования к проведению конкурсного отбора должны быть достаточно жесткими. Цель, которую сформулировал Ярослав Кузьминов, звучит амбициозно: к 2020 году не менее половины преподавателей нужно набирать на международном рынке труда.
Завершая выступление, ректор Высшей школы экономики обратил внимание на формирование корпоративной культуры: «Мы создаем университет для себя, это наш дом. Личные интересы каждого сотрудника должны соответствовать целям и задачам всего университета. Если преподаватель чувствует себя наемником, то это тревожный сигнал для всех нас».
Кадровому развитию Высшей школы экономики был посвящен доклад ординарного профессора ГУ-ВШЭ, члена рабочей группы университета по соответствующему направлению Надежды Титовой. «Перед университетом стоят задачи обеспечения высоких международных стандартов преподавания, создание условий для эффективной работы преподавателей, стимулирование академической деятельности и повышения профессиональной квалификации. Какие же проблемы нужно решить?» — задалась вопросом докладчик. Существующие противоречия необходимо снимать, стремясь к симметрии. Она должна быть во всем: между коллективом и университетом (через взаимные обязательства), между преподаванием и исследованиями (преподавателю для профессионального роста не обойтись без занятий наукой), между новыми сотрудниками и теми, кто уже давно трудится в университете.
В качестве критериев отбора сотрудников были предложены следующие: профильное образование и опыт преподавания, наличие исследовательской работы и научных публикаций или практического опыта (исключение — вчерашние выпускники с обязательством представления результатов через год).
Существуют, по мнению Надежды Титовой, и объективные сложности в кадровом развитии. Например, в вопросах международного рекрутинга. Обладатели степени PhD более квалифицированны, чем доценты и профессора? Очевидно, что у них разный опыт. Но означает ли это, что и условия работы у первых и вторых должны различаться — вопрос открытый.
В качестве необходимых мероприятий в кадровом развитии университета рабочая группа предлагает постепенно выравнивать оплату труда совместителей и штатных сотрудников, расширять группу ординарных профессоров через включение молодых докторов наук.
В обсуждении доклада прозвучали очень разные мнения, имеющие отношение к формам повышения квалификации, академическому стимулированию, существующим в кадровых вопросах бюрократическим проволочкам. В частности, выяснилось, что из-за необходимости заполнения табеля учета рабочего времени нельзя привлечь к работе в лаборатории сотрудника филиала из Нижнего Новгорода или Перми, якобы невозможно учесть время работы этого сотрудника по основному месту работы и в лаборатории. Участники общего собрания высказали предложение не только привлекать к работе в Высшей школе экономики обладателей степени PhD, но еще и своих сотрудников после защиты кандидатских диссертаций отправлять за рубеж для получения дополнительно степени PhD.
Комментируя некоторые выступления, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов заметил, что существующие программы повышения квалификации не пользуются спросом. Между тем, это важные для профессионального роста программы. Но если самоорганизуются группы по интересам, то университет может подумать о финансировании новых программ, пригласить специалистов.
Второй блок вопросов — развитие научных исследований — представлял проректор ГУ-ВШЭ Сергей Шишкин. Анализируя состояние этой сферы в Высшей школе экономики, он отметил: «По-прежнему преподаватели мало публикуются за рубежом, мало участвуют в международных исследовательских проектах. Количество изданных монографий за три года снизилось, учебников издано примерно столько же, а должен быть рост». В качестве мер по развитию научных исследований предложено повысить требования к результативности исследований, проводить международные экспертизы проектов, создавать лаборатории под руководством всемирно известных ученых, содействовать публикациям на английском языке, привлекать сотрудников научных подразделений к учебному процессу.
Дискуссия по этому блоку вопросов стала, пожалуй, самой продолжительной. Звучали и вопросы к руководству Вышки, и предложения по организации исследований. Так, скажем, ординарный профессор ГУ-ВШЭ Фуад Алескеров сказал, что «надо начинать не с науки, а с создания условий для преподавателей. Пока существует большая учебная нагрузка, требовать особой результативности в науке нельзя». По его мнению, «простое приглашение западных ученых может не дать нужного результата: по завершении контракта этот ученый уедет к себе, да еще прихватит пару-тройку наших талантливых аспирантов».
Ординарный профессор ГУ-ВШЭ Владимир Шадриков обратил внимание на проблему создания научных школ. Талантливые выпускники не остаются в университете, поскольку нет вакантных должностей. А кроме того, преподаватели имеют больше материальных стимулов, чем научные сотрудники университета.
Участники общего собрания говорили и о статусе публикаций. Так, было высказано мнение, что статус серьезной статьи гораздо выше, чем у монографии или учебника, а учебники вообще должны писать только умудренные опытом люди.
Татьяна Долгопятова, ординарный профессор ГУ-ВШЭ, напомнила, что несмотря на все усилия, «существует серьезный разрыв между институтами и учебным процессом; к исследованиям мало привлекают студентов, потому что научные сотрудники не преподают». Следует наладить связи между кафедрами и институтами. По мнению профессора кафедры теории права и сравнительного правоведения Юрия Арзамасова эту проблему можно решить, укрупнив кафедры и включив в их состав лаборатории.
Декан факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Алексей Барабашев в своем выступлении говорил о том, что «качество научных исследований зависит от общения с коллегами, специалистами из других организаций, в том числе зарубежных, но надо не только ездить самим на конференции и семинары, но и у себя принимать, Вышка должна быть центром притяжения».
По словам Леонида Косалса, заместителя декана по научной работе факультета социологии ГУ-ВШЭ, связь между научными и учебными подразделениями можно развивать, стимулируя преподавание научными сотрудниками в аспирантуре и магистратуре. А студенты будут активнее участвовать в исследованиях, если включить научную работу в учебный план, и оценивать работу в проектах каким-то количеством кредитных единиц.
О новых образовательных стандартах, технологиях и методиках преподавания в ГУ-ВШЭ рассказал следующий докладчик — проректор Сергей Рощин. Коротко рассказав последних изменениях в организации учебного процесса в Высшей школе экономики (в частности, переход на новые оригинальные образовательные стандарты), докладчик отметил, что самое важное в этих изменениях — смещение акцентов со знаний на умения и навыки. Причем стандарты надо постоянно обновлять, формировать оценочные и контрольно-измерительные материалы на основе компетентностного подхода.
Одним из способов завоевания позиций на международном образовательном рынке является изучение английского языка с последующей сдачей сертификационного экзамена, а также ведение курсов на английском языке, в первую очередь на магистерских программах и частично — в бакалавриате.
Кроме того, Сергей Рощин рассказал о введении системы электронной поддержки учебного процесса LMS (Learning Management System) и о необходимости перехода к образовательным технологиям и методикам на основе IT.
Первым из выступивших в рамках дискуссии стал декан факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ Андрей Мельвиль, обративший внимание участников собрания профессорско-преподавательского состава, что всем имеет смысл задуматься о том, как компетентностный подход отразится на результатах обучения и как эти результаты измерить. Продолжая эту тему, исполняющий обязанности проректора ГУ-ВШЭ Исак Фрумин сказал, что «по сути, основа этого подхода — готовность к деятельности, и попытка разбить компетенции на отдельные составляющие провальна. Это цельное понятие».
Основная часть выступивших говорила о волнующем всех преподавателей вопросе — учебной нагрузке. Какие существуют способы ее сокращения? Будет ли пересмотрена ее структура в связи с тем, что на первый план в подготовке выходят умения и навыки? Какие формы практических занятий кроме семинаров будут использоваться? Говорили и о необходимости учета запросов работодателей и международного опыта. На что заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ Лев Любимов отреагировал так: «Я бы предостерег от обращения к работодателям без оглядки. Если, например, вуз, готовящий специалистов-автомобилестроителей, обратится к АвтоВАЗу, боюсь, что ничего хорошего из этой затеи не выйдет. А вот Тойота — другое дело». Заинтересованное обсуждение вызвал и переход на оригинальные образовательные стандарты. Участники дискуссии заметили, что «переход сделан по шаблону, а у нас у всех разные лица», что «не стоит зацикливаться на сокращении количества дисциплин».
Четвертый блок вопросов, вынесенных для обсуждения на общем собрании преподавателей, — «Корпоративная культура и имидж Высшей школы экономики». С докладом выступила Валерия Касамара, директор по связям с общественностью ГУ-ВШЭ. Как показали результаты обсуждения корпоративной культуры и имиджа на специально организованном на портале Вышки форуме, самыми острыми остаются проблемы территориальной разобщенности Высшей школы экономики, все еще сохраняющееся «презрение» основных факультетов по отношению к «факультативным», а также сложности во взаимодействии с филиалами. Предложения соответствующей рабочей группы, основанные на откликах участников форума, таковы. Необходимо проводить фестиваль науки ГУ-ВШЭ, на котором бы в течение дня на разных площадках для абитуриентов и их родителей, вообще для всех желающих, читались бы популярные лекции; активнее использовать LMS в учебной работе; открыть межфакультетские консультационные центры, в которых экономисты консультировали бы по вопросам экономики, юристы по вопросам права… Также было предложено устраивать общеуниверситетские презентации научно-учебных лабораторий для поощрения междисциплинарных исследований, проводить межфакультетские школы, сделать регулярным выход газеты «Вышка», разработать навигаторы не только для первокурсников, но и для новых преподавателей и иностранных студентов. Валерия Касамара сообщила также о редизайне фирменного стиля ГУ-ВШЭ: к традиционному синему добавился оранжевый цвет.
Обсуждение доклада свелось к предложениям организовать в университете небольшие буфеты с кофе, позаботиться о месте для проведения свободного времени студентами, чтобы не приходилось после занятий сразу же покидать учебные корпуса. На имидже университета положительно может сказаться и оборудование помещений для людей с ограниченными возможностями.
По предложению ректора ГУ-ВШЭ, который подвел итоги собрания, было решено вернуться к обсуждению этих вопросов. Так что на очередном собрании профессорско-преподавательского состава Высшей школы экономики, которое ориентировочно пройдет 15 октября, будет обсуждаться инфраструктура университета, международное сотрудничество, бюрократические барьеры, взаимодействие со студентами и выпускниками и, еще раз, корпоративная культура.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Полины Фроловой
Арзамасов Юрий Геннадьевич
Косалс Леонид Янович
Титова Надежда Львовна