• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чему учить будущих финансистов и госслужащих?

3 декабря в Высшей школе экономики состоялись заседания двух предметных комиссий Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента: по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области финансов и в сфере государственного и муниципального управления.

Различные профили экономического и управленческого образования переживают одни и те же трудности, так что члены комиссий обсуждали во многом схожие проблемы. В их числе — соотношение образовательных и профессиональных стандартов и сотрудничество с работодателями; необходимость создания общей для российского экономического образования терминологии и единого поля представлений о качестве образования и способах его оценки.

 

Что такое финансы?

Заседание комиссии по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области финансов открыла ее председатель, проректор по научным исследованиям и разработкам Финансового университета при Правительстве РФ Марина Федотова. В своем выступлении она предложила определить для комиссии предмет деятельности и круг рассматриваемых проблем. Это создание общего представления о стандартах образования финансистов, расширение финансовой грамотности населения и создание у него запроса на хорошее образование, гармонизация терминологии внутри сообщества, создание общего представления о том, что такое образовательная программа в области финансов и какие дисциплины в нее включать.

Марина Федотова отметила, что, по ее мнению, можно выделить три уровня учебных дисциплин в области финансов: макро-, микро- и международный. К первому относится изучение государственной политики в области финансов: бюджета, налогов, государственного регулирования денежных потоков, финансовых рынков. Ко второму — корпоративные, семейные финансы. Наконец, международный уровень — это глобализация, международные финансовые потоки и институты.

Важным направлением деятельности Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента (АВРЭМ) должно стать стимулирование научной активности студентов. Так, Марина Федотова предложила рассмотреть вопрос о возможных форматах обязательного научного семинара в магистратуре, который слишком часто вырождается в обычные семинарские занятия. Возможны и другие способы работы со студенческой аудиторией. Очень перспективное направление работы — молодежные научные конференции (в частности, Марина Федотова рассказала о Международном молодежном форуме финансистов, недавно прошедшем в Финансовом университете). Кроме того, ассоциации следует развивать и пропагандировать современные формы обучения — электронные базы научных публикаций и прочее. Еще один вопрос, ответ на который в ближайшее время предстоит дать АВРЭМ, — как ее деятельность соотносится с работой учебно-методических объединений (УМО).

Декан факультета экономики ВШЭ Олег Замулин предложил свое определение, как должна выглядеть образовательная программа в области финансов. По его мнению, она обязательно должна включать базовые курсы по микро- и макроэкономике, эконометрике. Кроме того, к области финансов относится все, что связано с риск-менеджментом, корпоративными финансами, оценкой стоимости, денежными потоками и подобным. Этот список можно расширять и дополнять.

Важный вопрос, который стоит обсудить членам ассоциации, по мнению Олега Замулина, — это соотношение прикладных бакалаврских программ и академических. «Большинство вузов, не входящих в АВРЭМ, в рамках профиля «Финансы» занимается обучением бухгалтеров», — отметил Олег Замулин. Не стоит ли как-то способствовать тому, чтобы эти программы стали осуществляться в рамках прикладного бакалавриата? Ведь и ему тоже есть место и в ведущих вузах — так, ВШЭ реализует программу прикладного бакалавриата совместно с Центральным банком России.

Большой интерес членов комиссии вызвал вопрос о грифе АВРЭМ для учебников. Здесь мнения разделились — одни говорили о дискредитации идеи грифов в настоящее время тем фактом, что рынок сильно коррумпирован. Другие, напротив, отмечали, что учебные пособия создаются зачастую людьми, еще не получившими степени даже кандидата наук. Соответственно, гриф АВРЭМ только поможет вузам ориентироваться в море учебных пособий.

Большой интерес членов комиссии вызвал вопрос о грифе АВРЭМ для учебников. Здесь мнения разделились — одни говорили о дискредитации идеи грифов в настоящее время тем фактом, что рынок сильно коррумпирован. Другие, напротив, отмечали, что учебные пособия создаются зачастую людьми, еще не получившими степени даже кандидата наук. Соответственно, гриф АВРЭМ только поможет вузам ориентироваться в море учебных пособий. Необходимость навести порядок внутри финансового профиля разделяет большинство членов комиссии. Приводились примеры, когда в рамках одного вуза существуют кафедры финансового анализа и кафедра корпоративных финансов по той причине, что один коллектив в свое время прочел и перевел учебник «Corporate Finance», а другой — «Financial Analysis».

В ближайшее время члены комиссии должны определиться с повесткой дня на следующие несколько заседаний и их регламентом. Предполагается также решить, кто будет выступать на ближайших заседаниях с докладами.

 

Границы государственного и муниципального управления

Председатель комиссии АВРЭМ по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области государственного и муниципального управления, проректор Российской академии народного хозяйства и государственного службы при Президенте РФ Александр Сафонов, предлагая определиться со сферой деятельности комиссии, отметил, что в настоящее время представления о компетенциях выпускника программ в области ГиМУ не существует. У молодых людей есть представление о том, что успешный профессиональный госслужащий становится министром или замминистра по окончании вуза. У обывателей сложился образ госслужащего как человека ленивого, некомпетентного и коррумпированного. Наконец, у основного вроде бы работодателя — государства — нет представления о том, каким должен быть чиновник. Складывается впечатление, что в представлении государства чиновник — это человек, который выполняет поручения. Существующий в настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения не улучшает ситуацию, поскольку далек от реальности.

Любовь Семенникова, заместитель декана факультета государственного управления по науке Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, отметила еще одну проблему. По ее мнению, в настоящее время непонятно, какова сфера занятости бакалавра, закончившего обучение по программе в области государственного или муниципального управления. С магистром все более или менее ясно, а вот куда должен идти бакалавр? Кроме того, она предложила комиссии подумать о том, будет ли АВРЭМ заниматься программами дополнительного образования, роль которых в профессиональной подготовке госслужащих является весьма существенной.

Для выпускников программ в области государственного и муниципального управления госслужба отнюдь не является приоритетной сферой занятости. Именно на этом представлении основана концепция подготовки в ВШЭ.

Декан факультета государственного и муниципального управления ВШЭ Федор Прокопов предложил членам комиссии ознакомиться с концепцией преподавания своего факультета. Он отметил, что для выпускников программ в области государственного и муниципального управления госслужба отнюдь не является приоритетной сферой занятости. Именно на этом представлении основана концепция подготовки в ВШЭ, куда, судя по данным опросов первокурсников, идут люди с высокой мотивацией поступить именно в этот вуз и именно на этот факультет. По мнению Федора Прокопова, сейчас это направление подготовки находится в очень сложном положении. С одной стороны, государство не является основным работодателем, и ориентироваться на его требования в целом бесполезно. Особенно в подготовке бакалавров: любой скажет, что даже юрист для Министерства обороны РФ и Министерства образования и науки РФ должен обладать совершенно разным набором знаний, причем сформулировать их сотрудники соответствующих министерств, скорее всего, затруднятся. Соответственно, задача вуза сейчас — лавирование между подготовкой слишком общей, с которой выпускника никуда не возьмут, и слишком частной, которая может стать бесполезной в случае закрытия конкретной вакансии в федеральном или региональном ведомстве. ВШЭ свою нишу нашла — это хорошая подготовка в области экономики и менеджмента. Но многим предстоит еще определиться со своей нишей.

Научный руководитель факультета государственного и муниципального управления ВШЭ Алексей Барабашев отметил, что задачей ассоциации сейчас должна стать плотная работа с профилями подготовки госслужащих в рамках принятого ФГОС третьего поколения. Он уподобил ФГОС единому космодрому «Байконур», с которого должны стартовать ракеты множества программ, связанных с различными профилями подготовки. Кроме того, важной задачей Алексей Барабашев считает определение научной области государственного и муниципального управления, развитой за рубежом и мало знакомой российскому научному сообществу.

В этом его поддержал проректор ВШЭ Сергей Рощин, который также отметил, что ассоциация должна задавать стандарты для сообщества вузов. В частности, неплохо бы сформировать представление о том, каким должен быть преподаватель экономических и управленческих дисциплин, способный работать со студентами.

В ближайшее время комиссия по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области государственного и муниципального управления также окончательно определится с предметом своей деятельности и регламентом предстоящих мероприятий.

 

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы портала ВШЭ