• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Олимпиада НИУ ВШЭ для студентов и выпускников прошла в 30 городах по 66 профилям

23–25 марта состоялась олимпиада НИУ ВШЭ для студентов и выпускников вузов, победители которой получат льготы при зачислении на магистерские программы НИУ ВШЭ. На олимпиаду зарегистрировались около 7,4 тыс. человек, из них лишь треть — студенты и выпускники Вышки.

Олимпиада НИУ ВШЭ для студентов и выпускников вузов — это возможность поступить на магистерские программы Высшей школы экономики: дипломанты 1-й, 2-й и 3-й степени получают льготы в соответствии с решением Ученого совета ВШЭ. В прошлом году дипломанты олимпиады, зачисленные в магистратуру, составили почти четверть общего числа абитуриентов.

По сравнению с прошлым годом изменилась структура олимпиады. Состязания по профилям «Дизайн», «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью», «Экономика» и некоторым другим не проводились в связи с тем, что они уже проведены в рамках всероссийской студенческой олимпиады «Я — профессионал». Но состоялись состязания по шести новым профилям — «Экономика и управление образованием», «Управление в социальной сфере», «Адвокат по гражданским и уголовным делам», «Медиевистика», «Социолингвистика» и «Физика». Летом этого года НИУ ВШЭ откроет набор на соответствующие магистерские программы.

На олимпиаде были представлены 66 профилей. Наибольшей популярностью пользовались профили «Прикладная математика и информатика» (зарегистрировано 480 человек), «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» (335), «Стратегическое управление финансами фирмы» (296), «Гражданское право и гражданский процесс» (267), а также новый профиль «Адвокат по гражданским и уголовным делам» (237).

Принять участие в олимпиаде можно было в 30 городах России и ближнего зарубежья, новые площадки появились в Архангельске, Грозном, Хабаровске, Якутске. В большинстве регионов организации–партнеры, имеющие большой опыт проведения интеллектуальных состязаний совместно с ВШЭ, проводили олимпиаду самостоятельно. В остальные регионы выезжали представители Вышки.

Главный вопрос, который сейчас волнует участников олимпиады, — когда будут известны результаты. «Возможно, в этом году победители и призеры олимпиады будут названы не в канун майских праздников, как обычно, а сразу после них. Это обусловлено тем, что олимпиада проводилась на неделю позже, чем в прошлом году. Преподаватели уже приступили к проверке работ», — поясняет директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич.

Нателла Пилия

Нателла Пилия, студентка 4 курса исторического факультета МГУ

В олимпиаде я участвовала по профилю «Доказательная образовательная политика» — хочу поступить в Вышку на магистерскую программу с таким же названием.

Задание олимпиады для меня оказалось непривычным — нужно было написать эссе, а этот формат принят в западных университетах и в ВШЭ, у нас в МГУ его нет. Я писала эссе про роль семьи и школы в развитии информационной грамотности, интересная для меня тема. С одной стороны, информационной грамотностью должен обладать каждый ученик. С другой стороны, благодаря ей со временем будет усиливаться индивидуализация образования, школы не будут учить математиков полному курсу литературы и наоборот, а стандартизированные программы останутся в прошлом.

Уже два года я работаю преподавателем в команде музея «Гараж» и за это время поняла, что самое интересное для меня — это изучение образовательного процесса и путей его совершенствования на основе научных подходов. Что нужно изменить в школах, чтобы дети учились работать в команде? Как должны измениться учителя, чтобы не просто давать знания, а учить жить в сложном, меняющемся мире? Хотелось бы найти ответы на эти вопросы, сочетая учебу и исследовательскую работу.

 Саида Зиатдинова

Саида Зиатдинова, студентка 5-го курса Казанского архитектурно-строительного университета

По профессии я архитектор, но очень хочу работать в урбанистике, поэтому участвовала в олимпиаде по профилю «Управление пространственным развитием городов».

На олимпиаде можно было или писать эссе, или решать кейс. За кейс о реновации в Москве я браться не стала, поскольку не очень компетентна в этом вопросе, а вот тема эссе, посвященная библиотекам и их роли в жизни современных людей, мне понравилась. В Татарстане библиотеки — это забытый атрибут советского прошлого, люди туда не ходят, а в Москве есть примеры, когда библиотека играет роль в культурной жизни города. Если сделать библиотеку не просто местом, где люди сидят и читают, а организовать там коворкинг, подключить медиа, технологии, она превратится в центр общественной жизни, будет развиваться с опорой на городские и профессиональные сообщества.

Хочу поступить в Высшую школу урбанистики ВШЭ, мне интересно сочетание архитектуры, социологии и экономики, и на олимпиаду я специально приехала в Москву из Казани. В Вышке учат адвокативному проектированию, когда процесс городского планирования становится прозрачным и состязательным, и жители города могут отстаивать свои земельные права. В будущем хотела бы специализироваться на восстановлении проблемных территорий, как, например, промзоны.

Илья Орлов

Илья Орлов, студент 3-го курса образовательных программ «Мировая экономика» и «Международные отношения» НИУ ВШЭ

В олимпиаде я участвовал по профилю «Политика. Экономика. Философия» — после 4-го курса хотел бы поступить на магистерскую программу с аналогичным названием. На мой взгляд, это лучшая политологическая программа в Вышке — она выделяется своей междисциплинарностью и яркими преподавателями, в числе которых — Олег Ананьин, Леонид Григорьев, Борис Капустин. Это прикладная программа, которая дает возможность целостно изучить происходящие в обществе процессы, формирует глубокое понимание политической проблематики, которое затем можно будет использовать для собственных исследований. Лично меня в перспективе интересует государственная служба и политическая деятельность.

Первым заданием олимпиады было эссе — широкий выбор тем, требующих, как мне кажется, не столько специальных знаний, сколько понимания общественных процессов. Второе задание — анализ текста: нужно было попытаться определить автора, выразить свою позицию по поводу его гипотезы. Третье задание было посвящено экономике — нужно было вычислить рост реальных доходов населения и реальные темпы инфляции на основе предложенных данных.

Все это непросто, так что если не удастся победить, к олимпиаде следующего года почитаю больше известных мыслителей в области экономики и политики. Это позволит лучше понимать контекст статей, предложенных во втором задании, и чаще ссылаться на авторитетных авторов.