Студенты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ разработали инновационные ESG-дэшборды на платформе Сбера
Ведущий преподаватель дисциплины доцент департамента стратегического менеджмента Екатерина Иванова поддержала инициативу проведения пилотного проекта по цифровизации управления устойчивым развитием, предложенную Иваном Тополя, управляющим директором блока «Финансы» Сбера, который поставил студентам задачу - создать инструмент для поддержки управленческих решений. Целью проекта стала разработка ESG-дэшбордов, которые могли бы помочь топ-менеджерам компаний принимать решения, ориентируясь на динамику показателей в отношении с сотрудниками и обществом и (Social), в оценке воздействия компаний на окружающую среду (Environment), а также обеспечения должного уровня корпоративного управления (Governance). Поток из 185 студентов был разделен на 35 команд, состоящих из 5-6 студентов, которые в течение месяца готовили ESG-дэшборды для одной из предложенных им компаний - Сбер, Металлоинвест, X5 Retail Group, EN+, Полюс и Фосагро.
В ходе работы над проектом студенты изучали нефинансовую отчетность российских и международных компаний, отраслевые и международные стандарты ESG-отчетности, а также 17 Целей устойчивого развития ООН, выделяя ключевые сопоставимые ESG-метрики, такие как объемы выбросов углекислого газа, инвестиции в природоохранные программы, доля местных производителей в цепочках поставок, инвестиции в обучение персонала, число обращений на горячии линии по случаям правонарушений, соотношение мужчин и женщин на руководящих позициях и пр. Каждый дэшборд содержал два уровня ESG показателей за временной интервал от трех до пяти лет: стратегические и специализированные. Стратегический уровень включал до десяти ключевых показателей, ориентированных на стратегическое управление устойчивостью, а специализированный отражал более узкие аспекты, адаптированные к специфике отрасли каждой компании по одному из параметров ESG. Например, добывающие компании анализировались по показателям энергоэффективности, в то время как для банковского сектора внимание уделялось показателям человекоцентричности в отношении ключевых стейкхолдеров.
Проект также включал бенчмаркинг: студенты анализировали компании не только в российском контексте, но и сравнивали их с тремя международными аналогами в схожих отраслях. Это позволило студентам выявить проблему сопоставления ESG-данных в разных странах, особенно в отношении выбросов углекислого газа и других экологических показателей, а также оценить, насколько доступна и унифицирована информация в международной практике цифрового управления устойчивым развитием. Оказалось, что большинство компаний публикуют свои нефинансовые отчеты в формате красочных буклетов, доступных для скачивания в формате pdf, a ESG-датабуки c динамикой изменения ключевых ESG
показателей в долгосрочной перспективе от 5 до 10 лет есть лишь у компаний, входящих в лигу чемпионов устойчивого развития.
Финальные дэшборды, выполненные студентами на платформе «Навигатор», представили аналитические панели, которые отражали динамику изменения ESG-показателей изученных компаний. Каждая команда провела публичную защиту своего ESG-дэшборда. В обсуждении проектов приняли участие более 40 гостей ВШБ, представлявших ведущие российские компании, входящие в Национальный ESG Альянс, профильные рейтинговые агентства, а также федерального регулятора в лице делегации Банка России. Приглашенные эксперты задавали студентам вопросы о критериях выбора ESG-показателей и о возможности практического применения разработанных дэшбордов как инструмента цифрового управления устойчивым развитием. Присутствие большого числа экспертов позволило участникам команд получить ценную обратную связь и узнать, какие аспекты анализа наиболее актуальны для рынка и регулятора.
Для студентов это задание стало уникальным опытом командной работы, управления большими массивами данных и публичной защиты своих проектных решений. Результаты исследований помогли ребятам глубже понять трудности сопоставления ESG-данных в различных странах, что стало ценным аналитическим и практическим опытом.
Иван Тополя
управляющий директор блока «Финансы», Сбер
«Я очень признателен ВШБ за возможность пообщаться со студентами и провести практическую работу с ними, познакомить бизнес и молодежь, найти новые вызовы и задачи для дальнейшего прикладного развития повестки устойчивости в нашей стране на основе применения ESG-дэшбордов в управлении компанией и коммуникации с заинтересованными сторонами».
Дарья Григорьева
директор по устойчивому развитию, Полюс
«На мой взгляд, получилась очень живая и увлекательная совместная работа. Было интересно увидеть, как студенты внутри команд распределяли работы, подходили к оценке компаний, какую информацию искали, как для себя обосновывали выбор показателей или их динамику. Как представителю компании мне важен был отклик от студентов на раскрытие информации в наших отчетных документах – что считывается и понятно; что сложно, что пропускается и почему; что воспринимается как должное; как видят общую палитру устойчивого развития бизнеса, а какие аспекты остались невыясненными».
академический руководитель программы бакалавриата “Бизнес-информатика”, профессор департамента бизнес-информатики, ВШБ НИУ ВШЭ
«Спасибо Екатерине Ивановой за великолепную реализацию дисциплины. Для учеников 4 курса получился прекрасный опыт с прикладным применением. Очень важно для студентов бизнес-информатики, что представление информации для коммуникации со стейкхолдерами было выполнено на ESG-дэшбордах. Большое спасибо Сберу за предоставление доступа к платформе и экспертам, которые дали обратную связь по актуальности ESG -повестки в своих компаниях».
Иванова Екатерина Александровна
доцент департамента стратегического и международного менеджмента Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ
«Наши студенты любят практико ориентированные проекты. Задание по созданию ESG-дэшбордов позволило ребятам не только разобраться в комплексной предметной области управления устойчивым развитием, но и дало возможность проявиться в командной работе, освоить отечественный инструмент бизнес-аналитики и научиться анализировать большие объемы данных в короткие сроки. Отдельные слова благодарности хотела бы выразить Ивану Тополя и всем приглашенным экспертам, поддержавших эту образовательную инициативу своим участием в публичных защитах. Надеюсь, мы сможем продолжить этот увлекательный образовательный проект и на других программах ВШБ!».
Николай Евдокимов
студент 4 курса бакалавриата
«Курс “Sustainable Development and Corporate ESG Practices” оказался для меня одним из самых интересных на программе «Бизнес-информатика». За время курса были изучены основы устойчивого развития и современные тренды, освещены актуальные мировые проблемы, рассмотрены возможные методы последующей работы с ними. Практической и продуктивной частью обучения стало создание ESG-дэшборда для российских компаний, на котором мы смогли изучить методы интерактивного представления отчетов».
Тамила Борисенко
студентка 4 курса программы бакалавриата «Бизнес-информатика»
«Большое спасибо за такую невероятную возможность! Это очень ценный опыт, когда эксперты в области оценивают и комментируют проделанную вами работу».
Иван Толстограев
студент 4 курса программы бакалавриата «Бизнес-информатика»
«Курс оказался полезным не только в плане изучения устойчивого развития, как практики, но и с точки зрения работы с данными, их сбором, анализом и визуализацией».
Анна Долгунова
студентка 4 курса программы бакалавриата «Бизнес-информатика»
«ESG стал для меня ориентиром осознанного выбора: он показывает, как можно сочетать успех и ответственность, создавая ценность не только для бизнеса, но и для общества в целом».
Артур Островский
студент 4 курса программы бакалавриата «Бизнес-информатика»
«Всё, что мы делаем в области ESG, — это для наших детей и внуков. Пока мы лично, каждый из нас, в чём-то страстно не заинтересован, мы будем делать это из-под палки. Инвесторы требуют — давайте делать. Но пока нет страсти, ничего не произойдёт».
Кирилл Кондратьев
студент 4 курса программы бакалавриата «Бизнес-информатика»
«Курс произвел на меня неизгладимое впечатление и показал, как же именно ESG должен выглядеть в корпоративной среде и жизни каждого».