• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты ВШБ о перспективных маркетинговых исследованиях транспорта

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ) прошел первый исследовательский семинар этого года по теме «Маркетинговые исследования в развитии транспортного комплекса мегаполиса: результаты и новые направления».

Эксперты ВШБ о перспективных маркетинговых исследованиях транспорта

С ретроспективным обзором ранее проведенных маркетинговых исследований 2013-2023 гг выступили профессор кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова, профессор ВШБ Роман Сидорчук и доцент ВШБ, доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова Петр Невоструев. Исследования выполнялись специалистами РЭУ им. Г.В. Плеханова по заказу департамента транспорта Москвы. Перспективные направления исследований озвучила доцент департамента маркетинга Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Жанна Мусатова.

Представленные проекты охватывали полный спектр вопросов развития транспортного комплекса и содержали оценки основных параметров предоставления транспортных услуг населению. Общественный наземный транспорт; метрополитен и МЦК; парковочные места; сервисное обслуживание на вокзалах города; транспортная доступность жилищных комплексов; маршрутная сеть; влияние транспорта на экологическую обстановку и здоровье жителей; анализ тарифной системы и действующих тарифов - эти и другие аспекты были изучены большой группой исследователей. Эксперты представили обзор прикладных маркетинговых исследований с оценками основных параметров предоставления транспортных услуг населению, проведенных в 2013-2023 гг. 


Среди большого количества прозвучавших данных, которые обсуждались на исследовательском семинаре ВШБ, участники выделили стоимость проезда в общественном транспорте Москвы в сравнении со столицами других стран и крупнейших городов России. Согласно представленных исследований оказалось, что из 12 городов мира: Берлин, Нью-Йорк, Бангкок, Дели и других — Москва обеспечивает горожанам одну из самых низких долей расходов на общественный транспорт: 2,46% от средней заработной платы. Ниже расходы только у жителей Будапешта, которые тратят на транспорт 1,95% от средней заработной платы. В Бангкоке, например, расходы на общественный транспорт существенно выше и доходят до 10% от среднего ежемесячного заработка. В Берлине этот показатель составляет 7,41%. Аналогично и в сравнении с крупными городами России — 85,1% москвичей тратят на проезд до 3000 рублей в месяц, что составляет не более 3% средней заработной платы. Это самый низкий показатель среди Казани, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Владивостока.

Мусатова Жанна Борисовна

Мусатова Жанна Борисовна

Академический руководитель программы «Маркетинг и рыночная аналитика» ВШБ

«Важно продолжить изучение различных аспектов развития транспортной системы. Одним из возможных направлений станет анализ удовлетворенности услугами со стороны пожилых граждан — сегодня их доля составляет около 25% столицы. Также предстоит исследовать транспортную систему города с точки зрения безопасности. Необходимо продолжить работу по мониторингу удовлетворенности жителей качеством услуг общественного транспорта», — обозначила основные линии перспективных маркетинговых исследований Жанна Мусатова, доцент департамента маркетинга Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель программы «Маркетинг и рыночная аналитика» ВШБ.

Ребязина Вера Александровна

Ребязина Вера Александровна

Заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

«В концепции развития Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ как экспертной площадки лежит не только реализация фундаментальных научных работ, но и прикладных проектов. Результаты представленных маркетинговых исследований транспортного комплекса и проработка новых направлений находятся на стыке интересов научного сообщества, бизнеса и потребителей. Для нас одинаково значимы все три аспекта этой работы», — подчеркнула Вера Ребязина, модератор дискуссии, заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, руководитель департамента маркетинга.

План фундаментальных и прикладных исследований ВШБ на 2024 год содержит более 20 проектов. Их презентацию для бизнес-сообщества, представителей академической среды и экспертов ВШБ планирует проводить на ежемесячной основе.