• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как устроен рынок курьерской доставки «последней мили»: эксперты РАЭК продолжают серию мастер-классов для студентов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

27 ноября в кампусе Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ состоялась очередная лекция в рамках образовательного трека РАЭК для студентов программы «Электронный бизнес и цифровые инновации» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. О «последней миле» в бизнесе рассказали Мария Сайкина, главный аналитик РАЭК, и Сергей Костин, CEO BSL и ООО «1С-БСЛ». На лекции «FMCG + логистика» студенты узнали о трендах рынка курьерской доставки и автоматизации этого процесса.

Как устроен рынок курьерской доставки «последней мили»: эксперты РАЭК продолжают серию мастер-классов для студентов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

Последняя миля — термин, которым принято обозначать завершающий этап цепочки поставок, то есть курьерскую доставку до двери покупателя. Рынок курьерской доставки «последней мили» объединяет компании, предоставляющие услуги экспресс и срочной курьерской доставки непосредственно до конечного потребителя. Речь идет как о доставке товаров (преимущественно в сфере электронной коммерции), так и документов, корреспонденции, посылок; готовых блюд из ресторанов; продуктов питания и товаров FMCG (e-Grocery).

 

«Лекция о стремительно развивающейся отрасли доставки была очень кстати — без этого практически невозможен весь e-commerce. Особенно ценной была экспертиза Марии в части расчета рынка курьерской доставки: по каким признакам оценивать, какие есть нюансы и тонкости. Узнала о тренде доставки «последней миля» — эксперты рассказали, как компании подстраиваются под эту модель. Спасибо спикерам за простоту изложения сложных вопросов и открытость к диалогу — благодаря этому удалось получить максимально детальную информацию и прояснить неясные моменты», — поделилась впечатлениями Анастасия Комарова, студентка 1 курса программы «Электронный бизнес и цифровые инновации» ВШБ.

 

Мария Сайкина, отметила, что рынок курьерской доставки «последней мили» характеризуется развитой конкуренцией во всех сегментах: сегодня активными игроками являются большое количество компаний с обширным региональным присутствием и широким спектром услуг. ТОП-10 B2C-компаний, имеющих собственную доставку или использующих услуги внешних партнеров, представлены, в основном, крупными маркетплейсами и продуктовыми ритейлерами. Так, в 2022 году основной объем заказов (60 %) в сегменте электронной коммерции был доставлен крупнейшими маркетплейсами и собственными службами магазинов, — такие данные компании Data Insight привела Мария Сайкина.

 

Кроме того, эксперты подчеркнули, что следует выделить широкий спектр компаний, специализирующийся на курьерской доставке и оказывающий эту услугу в качестве внешнего партнера для компаний из различных отраслей, включая офлайн- и онлайн-ритейлеров. Услуги курьерской доставки «до двери» предлагает абсолютное большинство присутствующих на рынке компаний. Вместе с тем, последние годы отмечаются активным ростом востребованности доставки в постаматы и ПВЗ. В 2022 году в сегменте электронной коммерции в постаматы и ПВЗ было доставлено 96 % заказов, по оценкам Data Insight.

 

Доставка «до двери» превалирует в сегментах доставки продуктов питания и готовой еды, но по количеству заказов данные сегменты все равно отстают от сегмента электронной коммерции. Рост рынка стимулирует спрос на курьеров. Так, в 2022 году в целом по России был зафиксирован спрос на более 300 тыс. курьеров (+113 % по сравнению с предыдущим годом, согласно данным «Авито Работа».

 

CEO BSL и «1С-БСЛ» Сергей Костин на примере практических кейсов показал, что «последняя миля» является неотъемлемой частью бизнес-процессов в ритейле, электронной коммерции и ресторанном бизнесе. Он представил интересные кейсы и рассказал о неудачах в сфере доставки.

 

Напомним, что с нового учебного года 2023/2024 Российская ассоциация электронных коммуникаций и Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ запустили ежемесячное образовательное факультативное мероприятие для студентов на базе программы магистратуры «Электронный бизнес и цифровые инновации» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.