Переход покупателей из офлайна в онлайн: Александр Лебедев выступил в программе «День» на РБК ТВ
Отвечая на вопрос, что происходит с потребительской активностью сегодня, Александр Лебедев отметил, что мы наблюдаем переход покупателей из офлайна в онлайн. «Это наследие условий COVID-19, когда многие люди познакомились с e-commerce и, в конце концов, там и остались. Однако сейчас, в рамках 2023 года, мы видим и обратный вариант — когда люди возвращаются в магазины. Но оно происходит с задержками, потому что есть ограничения в имеющихся в распоряжении доходах, плюс многие магазины оказались закрыты», — пояснил эксперт. Траффик в офлайн-магазинах снизился, количество денег, которые потребители оставляют в магазинах — тоже. Снизилось и количество покупателей в целом.
Частично прослеживаются тренды нежелания сотрудников возвращаться в офисы с удаленной работы — такая ситуация характерна для рынка США. Александр Лебедев отмечает, что и россияне оценили возможности удаленной работы: поняли, что можно работать из разных областей и даже из-за рубежа, получая при этом дополнительный доход. В то же время, работодатели осознали, что это выгодная инвестиция, так как можно экономить на офисных площадях. «Особенно это заметно в торговых центрах и магазинах, которые были ориентированы на огромные офисы и находились в агломерациях с ними. Сейчас, в конце 2022 — начале 2023 года, мы видим переориентацию ассортимента таких торговых площадей с высоко маржинальных потребителей, каковыми были сотрудники офисов, на тех, кто находится в непосредственной близости — на местных жителей. Таким образом, мы видим, что люди ушли на удаленку, частично вернулись, но к показателям 2021 года мы не вернемся», — отметил эксперт.
Полная версия программы по ссылке.