Тест-драйв бизнес-образования: В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ состоялась Зимняя школа для абитуриентов магистратуры
Зимняя школа — ежегодный проект для студентов старших курсов бакалавриата, недавних выпускников и молодых специалистов, мечтающих о карьере в сфере менеджмента и бизнес-информатики. Это уникальная возможность провести «тест-драйв» магистратуры, познакомиться с программами и стать ближе к успешному поступлению в Высшую школу бизнеса НИУ ВШЭ. В этом году Зимняя школа достигла совершенно новых масштабов: двенадцать программ магистратуры, семь треков в рамках кейс-дня и бесконечный заряд энергии от талантливых участников.
Школа состоялась в формате двухдневного онлайн-интенсива, и к ней присоединились более 850 абитуриентов из НИУ ВШЭ, МГУ им. М. В. Ломоносова, МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГИМО, СПбГУ, НГУ, КФУ и других университетов России и стран СНГ. Участники получили шанс не только посетить образовательные лекции, но и заработать гарантированные баллы при поступлении — для этого было необходимо пройти конкурсный отбор на кейс-день, а затем одержать победу в защите решений.
Маргарита Гладкова, заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ: «Высшая школа бизнеса предлагает большой спектр программ магистратуры — даже внутри бизнес-школы непросто сделать выбор. Опыт участия в Зимней школе даёт абитуриентам шанс лучше познакомиться с программами, преподавателями и партнёрами. Это — возможность сделать более осознанный и правильный выбор при поступлении. Нам же со стороны Школы важно привлечь мотивированных, амбициозных и целеустремленных абитуриентов. Формат Зимней школы как раз позволяет определить лучших из лучших».
Первый образовательный день был наполнен интерактивными лекциями, мастер-классами и Ted Talks от представителей магистерских программ. Спикеры из NielsenIQ, Unilever, Kept, АФК «Система», МТС и Ростелеком рассказали о работе с данными, маркетинге в новой реальности, деловой этике, устойчивом развитии, социальной ответственности бизнеса, искусственном интеллекте и генерации идей. Участники получили множество инсайтов и представление о будущей учебе в магистратуре.
Второй день школы был посвящен отработке полученных знаний на практике и решению бизнес-кейсов. Организаторы Зимней школы отметили особый интерес абитуриентов к состязанию и получили рекордное число заявок — на 110% больше, чем в 2022 году. Самыми востребованными программами стали «Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации», «Стратегический менеджмент и консалтинг» и «Бизнес-аналитика и системы больших данных». По результатам рассмотрения конкурсных заявок суммарно 400 человек стали участниками кейс-дня Зимней школы. Отобрать лучших из лучших было непросто — например, на кейс-день программ направления «Бизнес-информатика» конкурс составил 5 человек на место.
Кейс-день прошёл ярко и интенсивно: сотни участников распределились на семь треков для решения актуальных бизнес-задач. Так, кейс направления «Бизнес-информатика» был предложен консалтинговой компанией Б1: участники продумывали запуск продаж на маркетплейсе в категории БАД. Николай Филатов, академический руководитель магистерской программы «Бизнес-информатика: цифровое предприятие и управление информационными системами»: «На решение объемного кейса, представляющего собой реальную практическую задачу, участникам было дано четыре часа — на практике эти бизнес-вопросы иногда решаются не одну неделю. Командам же за короткое время удалось продемонстрировать высокий уровень навыков совместной работы, знаний в различных областях коммерции и анализа данных. Участники, проявившие себя наилучшим образом, заслужили высокую оценку комиссии, получили желаемые дополнительные баллы к портфолио при поступлении, а академические руководители — дополнительный заряд уверенности, что сентябрь 2023 в Высшей школе бизнеса мы начнем как всегда — с лучшими студентами».
О значимости участия компаний в таких карьерно-образовательных мероприятиях говорит Егор Клок, Руководитель команды graduate-рекрутмента Группы компаний Б1: «Мероприятия, включающие решения прикладных кейсов, — наш несомненный приоритет, так как они помогают участникам погрузиться в консалтинговый подход в решении сложных бизнес-задач. Такой подход заключается в принятии любых решений на основе данных, а для этого нужно развивать несколько ключевых компетенций и навыков: поиск и структурирование информации, генерация гипотез, их тестирование и создание новых продуктов для бизнеса. Подобные форматы карьерных мероприятий дают возможность участникам посмотреть на реальную проблему с разных сторон, применить различные навыки обработки и структурирования информации и расширить свой кругозор».
Зимняя школа Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ отличается разнообразием форматов предложенных задач. Так, на программе «Производственные системы и операционная эффективность» команды соревновались в онлайн деловой игре Kaizen Pizza Game, автором которой является Сергей Митин, заместитель директора Центра корпоративного обучения Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Каждой команде дается в управление пиццерия и ставится задача – приготовить как можно больше пиццы в соответствии со стандартами качества. Kaizen Pizza Game регулярно используется в корпоративном обучении уровня Executive Education в России, Германии и других странах для топ-менеджеров крупных компаний. Например, команды корпоративного кейс-чемпионата по операционной эффективности OpEx Bootcamp 22 проходили через данную симуляцию (Газпромнефть, Лукойл, Сегежа, Норникель, ИНГ банк, Мангазея и др). В рамках Зимней школы команды в течение трех раундов отрабатывали такие инструменты и подходы, как стандартизация, распределение труда, выстраивание и выравнивание потока, разработка инициатив по улучшению процесса. Команда-победитель (сборная ВШЭ) смогла удвоить свою производительность и приготовить 23 пиццы. Призерами стали представители МГТУ им. Н.Э. Баумана, КФУ, Финансового университета, РАНХиГС.
Не менее интересно прошел и из года в год популярный трек по маркетингу — программы «Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации» и «Менеджмент в ритейле» объединились и предложили участникам кейс от компании Unilever. Участники разрабатывали новое позиционирование бренда мороженого «Золотой стандарт», предлагая креативные идеи по концепту, неймингу и дизайну. Команды программы «Маркетинг-менеджмент» погрузились в рынок электронных и аудиокниг — партнером кейса выступила компания «Литрес», предложившая разработать конкурентные стратегии для лидеров рынка (Литрес, Яндекс Букмейт и МТС Строки).
Абитуриенты программ «Стратегический менеджмент и консалтинг» и «Международный менеджмент» получили кейс для индивидуальной работы «Leader’s Scanword», в рамках которого было необходимо определить предпосылки, проблемы и пути решения сложной менеджериальной ситуации. Участники кейса программы «Управление людьми: цифровые технологии и организационное развитие» работали над задачей в области стратегического управления персоналом и решением проблемы абсентеизма в крупной B2C компании. На кейсе программы «Управление устойчивым развитием компании» участники анализировали нефинансовые отчетности российских компаний по GRI стандартам.
Рамина Нурмухаметова, Казанский Федеральный Университет (г. Казань, Россия): «Я ничуть не жалею о том, что решила принять участие в Зимней школе и подать заявку — два дня школы были очень насыщенными и информативными. Получилось лучше разобраться в представленных программах, пообщаться с их руководителями и в числе первых узнать о предстоящих интересных событиях! Завершила Зимнюю школу работа над интересным кейсом (правда интересным, могу подтвердить это как человек, который в последнее время часто занимается их решением), с помощью которого получилось прокачать свои аналитические навыки! Что меня особенно порадовало — уже на Зимней школе удалось почувствовать теплое отношение и поддержку преподавателей! А в качестве приятного подарка получить дополнительные баллы при поступлении в Вышку».
Арсений Абдуллаев, Университет Мангейма (г. Мангейм, Германия): «Я участвую уже второй год подряд, и второй год подряд Зимняя школа проходит на очень высоком уровне. Классные кейсы, крутые спикеры Всероссийского уровня и общая организация. Ну, и сами участники довольно сильные, мотивированные. Когда работали в группах на кейсах, у каждого был хороший опыт, которым они делились при решении».
Карина Стременцова, Финансовый университет при Правительстве РФ (г. Москва, Россия): «Устойчивое развитие уже год является для меня интересной и актуальной сферой, однако знаний в сфере корпоративного устойчивого управления мне действительно не хватало. Когда я увидела, что ВШБ запускает Зимнюю школу по треку УУРК, я не задумываясь отправила заявку для участия в кейс-дне. На мой взгляд, Зимняя школа ВШБ была организована на высшем уровне. В первый день школы лекторами были подняты актуальные практические, а в рамках кейс-дня руководитель программы дала много личных советов в области развития компетенций в сфере устойчивого развития. Благодарна команде организаторов, лекторам и преподавателям за такой бесценный опыт!».
С образовательными материалами Зимней школы по менеджменту и бизнес-информатике можно ознакомиться на YouTube-канале Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. «Зимняя школа ВШБ — это уникальный проект, который позволяет участникам попробовать свои силы в решении реальных бизнес-задач. Из года в год мы видим, что все больше участников Зимней школы возвращаются к нам в качестве абитуриентов и успешно проходят вступительные испытания, становясь студентами магистерских программ. Онлайн-формат позволяет нам не ограничиваться географией, предоставив возможность самым талантливым и целеустремленным ребятам со всего мира принять участие в проекте. Мы рады видеть положительные отзывы абитуриентов о школе и надеемся встретиться с ними уже этим летом на приемной кампании», — говорит Мария Воскобойник, начальник отдела по организации приема студентов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.