• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Технологии будущего в российском образовании

Технологии будущего в российском образовании

Завершился второй этап инновационного профориентационного проекта Высшей школы бизнеса ВШЭ, реализованного совместно с TTISI – компанией-разработчиком инструментов онлайн-оценки, развития и управления корпоративными человеческими ресурсами. Применение лучших практик рынка посредством использования современных диагностических методик и развития уже на старте обучения студентов направлено на то, чтобы в перспективе способствовать их наиболее эффективному карьерному развитию.

Проект «Типология DISC: я и другие в команде и коммуникации» направлен на изучение основ управленческой деятельности и развития компетенций современных менеджеров и призван ускорить формирование нового поколения не просто специалистов, но людей со свободным мышлением, осознанно относящихся к своей личности, понимающих и применяющих на практике свои природные сильные стороны и зоны роста. Методика типирования личности DISC Уильяма Марстона помогает прогнозировать поведение человека в той или иной ситуации. Благодаря прогрессивному подходу Высшей школы бизнеса ВШЭ и высокотехнологичному инструментарию TTISI в 2020-2021 годах эти знания получили более тысячи студентов.

Наталья Шумкова, заместитель первого проректора, директор Центра корпоративного обучения Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, профессор:

Шумкова Наталья Валерьевна

Одной из центральных тем профориентационного семинара стала тема типологии личности DISC и учёта поведенческих проявлений руководителей при построении управленческих и проектных команд. В рамках семинара студенты 1 курса всех образовательных программ направления «Менеджмент» – а это почти 600 человек – прошли тестирование по методике DISC для выявления типа личности как будущих менеджеров с оценкой их сильных и слабых сторон и последующей обратной связью при проведении индивидуального коучинга. После прохождения тестирования и получения индивидуального отчёта студентам были предложены индивидуальные коучинговые сессии. Уровень удовлетворённости (CSI) участников коуч-сессий составил 9,8 по 10-балльной шкале.

Поскольку студентам очень скоро предстоит объединяться, чтобы вести групповые проекты, мы верим, что лучшее понимание себя будет способствовать более продуктивным отношениям с окружающими и достижению лучших результатов.

В 2021 в проекте, охватившем 600 первокурсников, приняли участие 25 сертифицированных консультантов TTISI, имеющих профессиональные компетенции в направлениях, связанных с применением методики DISC, развитием лидерских навыков, построением проектных и управленческих команд, организационным развитием, внедрением soft skills и корпоративной культуры, карьерным консультированием и профориентацией.

Годом ранее в рамках разработанного специально для первокурсников деканом Высшей школы бизнеса ВШЭ Валерием Катькало профориентационного семинара «Профессия менеджера в современном мире» было опробовано 5 инновационных решений, которые изменили образовательный опыт студентов. В мероприятии, познакомившем молодых людей с будущей профессией, приняли участие 500 студентов. Командой сертифицированных коучей, имеющих опыт работы с руководителями среднего и высшего звена крупнейших российских и западных корпораций, было организовано тестирование и проведены коуч-сессии, которые помогли каждому выявить личный потенциал и оптимальные стратегии карьерного развития.

После анализа полученных в ноябре прошлого года результатов руководителем программы было принято решение о целесообразности продолжения реализации проекта. В TTISI рассчитывают, что этот опыт положит начало практике применения методики оценки поведенческих стилей DISC на ранних этапах обучения и профориентации во всех ведущих российских вузах.

Василий Пигин – Председатель Международного экспертного сообщества консультантов по организационному развитию TTISI в России, генеральный директор TTI Success Insights (Россия):

Василий Пигин – Председатель Международного экспертного сообщества консультантов по организационному развитию TTISI в России, генеральный директор TTI Success Insights (Россия):

Несмотря на то, что методика оценки поведенческих стилей DISC применяется не первый год, для проекта Высшей школы бизнеса ВШЭ командой TTISI был разработан уникальный онлайн-курс, включающий в себя видео-уроки, задания, специализированные дополнительные материалы и чек-листы. По итогам помимо прочего студентам была также предоставлена возможность скачать учебник «Универсальный язык DISC» и открыт доступ к профессиональному сертификационному курсу. Для меня лично нет ничего удивительного в том, что именно НИУ ВШЭ выступил флагманом применения цифровых инструментов тестирования и развития социальной компетентности студентов в России по аналогии с большинством топовых мировых вузов, включая Гарвард (США), где своевременное раскрытие информации о способностях уже давно является привычной практикой. Реализуя подобные проекты НИУ ВШЭ демонстрирует истинную устремлённость вуза в будущее и привносит лучшие международные практики в систему высшего образования в России.

Интересно, что схожие особенности личности наблюдаются из года в год внутри групп первокурсников, выбравших для обучения ту или иную образовательную программу Высшей школы бизнеса ВШЭ. Так, в групповом профиле учащихся по программе «Маркетинг и рыночная аналитика» в 2020 и 2021 устойчиво присутствует высокий фактор I. Такие люди относятся к новому с энтузиазмом, уверены в себе и потому способны к доверию и открытости, красноречивы и убедительны. Именно такими будущих маркетологов видят вчерашние абитуриенты и их родители.

Учащиеся образовательной программы «Управление бизнесом» помимо фактора I продемонстрировали и в 2020, и в 2021 не менее ярко выраженный фактор поведения D. Подобные «универсалы» – прирождённые вдохновители, обладающие помимо названных выше интересных качеств личности также готовностью принимать вызов; они решительны, прямолинейны, ориентированы на результат и склонны к преобразованиям.

Немного иная ситуация наблюдается в рамках образовательной программы «Управление цепями поставок и бизнес-аналитика». В 2021, как и в 2020, они продемонстрировали чёткое преобладание факторов S и C, т.е. такие черты, как точность, аккуратность, рассудительность, внимание к деталям, ориентированность на качество, постоянство, бесконфликтность и адаптивность. Однако в рамках актуального исследования у них был также выявлен устойчивый рост показателей по фактору I. Это указывает на то, что сегодняшние студенты-первокурсники значительно более открыты, а их коммуникативные навыки проявляются увереннее, чем у предыдущего набора, несмотря на достаточно длительный период дистанционного обучения на фоне административных ограничений.

Инновационный подход к работе со студентами стал последовательным продолжением реализуемой НИУ ВШЭ стратегии подготовки нового поколения высококлассных специалистов. Выпускники вуза работают руководителями федеральных и региональных органов власти, менеджерами высшего и среднего звена ведущих российских и глобальных компаний.