Сотрудники ВШБ ВШЭ успешно завершили обучение на программе CEEMAN Program Management Seminar
Серия семинаров CEEMAN Program Management Seminar для администраторов образовательных программ направления «Менеджмент», организованная Ассоциацией развития менеджмента в Центральной и Восточной Европе (The Central and East European Management Development Association, CEEMAN) прошла в период с 25 августа по 15 октября 2021 года. Семинары состояли из двух основных модулей, между которыми был организован ряд индивидуальных консультаций и тренингов для каждого из участников семинара.
В CEEMAN Program Management Seminar приняли участие сотрудники ВШБ ВШЭ из учебного офиса: начальник отдела сопровождения учебного процесса программ бакалавриата по направлению «Менеджмент» Евгения Мурмуридис; заместитель начальника отдела сопровождения учебного процесса программ бакалавриата по направлению «Менеджмент» Екатерина Ионова; заместитель начальника отдела сопровождения учебного процесса программ бакалавриата по направлению «Менеджмент» Мария Газали; заместитель начальника отдела сопровождения учебного процесса программ магистратуры по направлению «Менеджмент» Дарья Макрушина.
Во время обучения были затронуты следующие темы: создание позитивной среды обучения; понимание целевых рынков; обеспечение высокого уровня удовлетворенности клиентов; маркетинговая составляющая деятельности; коммуникация и создание репутации; управление отношениями с выпускниками; работа в команде; управление временем и решение приоритетных задач; этика; карьерное и профессиональное развитие и другие темы. Особое внимание уделялось текущим изменениям и проблемам в управлении программами, вызванным пандемией.
Мария Газали, заместитель начальника отдела сопровождения учебного процесса программ бакалавриата по направлению «Менеджмент»:
Атмосфера семинаров была очень позитивной с потрясающими спикерами и очень хорошей организацией. Наибольший интерес для меня вызвали следующие темы:
- Создание позитивной среды обучения, особенно приведённые примеры спикеров, а именно открытость, доступность административного и преподавательского состава со студентами. Иностранные коллеги устраивают регулярное неформальное общение с небольшими группами студентов за ланчами или кофе. Данная опция действительно позволяет в непринуждённом формате пообщаться с руководителями программы на различные темы.
- Time management. Очень важная и актуальная тема. На примере процентного соотношения были рассмотрены частые ошибки распределения времени, а также предоставлены примеры структурирования приоритетных задач, что на практике действительно снимает лишнюю нагрузку.
- Работа в команде. Были предоставлены примеры: насколько важно правильно организовать команду и определять значимость каждого сотрудника.
На практическом занятии была возможность поделиться положительным опытом в вопросах управления командой, а именно решением и снятием проблем / вопросов от студентов. На программе «Управление бизнесом» академический руководитель Дмитрий Кнатько и учебный офис организует регулярные встречи со старостами, на которых обсуждаются все текущие ситуации и сложности по курсу в целом, что позволяет оперативно решать задачи.
Евгения Мурмуридис предложила по опыту коллег попробовать ввести неформальные встречи со студентами, что действительно может повысить как и привлекательность программы, так и понимание с какими сложностями сталкиваются студенты, что позволит внести некоторые изменения и улучшения в управление программой, а именно «Слышать голос студента». Также планируем повести тим-билдинги на укрепление команды, обозначить значимость каждого сотрудника, сильные стороны, повысить профессиональную самооценку, что в итоге предназначено для улучшения организации учебного процесса студентов.
Екатерина Ионова, заместитель начальника отдела сопровождения учебного процесса образовательных программ бакалавриата по направлению «Менеджмент»:
Я очень благодарна за то, что мне была предоставлена такая замечательная возможность, как принять участие в семинарах CEEMAN: послушать профессиональных и преданных своему делу спикеров, особенно интересно было взаимодействовать и обмениваться опытом с коллегами из других стран, посмотреть на ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день, «по-другому».
Присоединяясь к словам Марии, хочу отметить, что особое внимание на семинаре было уделено сегодняшним изменениям и проблемах в организации учебных процессов на программах, вызванных пандемией. Онлайн образование не может заменить очное, но сейчас без онлайн технологий образование невозможно. С одной стороны, у онлайн образования есть плюсы: доступность и удобство, дополнительные возможности с точки зрения коммуникации со студентами и преподавателями, более быстрое реагирование на обращения. С другой стороны есть минусы, с которыми нужно работать и искать пути решения. Один из минусов – огромные потоки информации из разных источников, множество инструкций, правил, в которых студентам непросто ориентироваться. Студенты теряются в информационном потоке, испытывают трудности в поиске нужных инструкций и правил. Кроме того, студента окружает огромное количество отвлекающих факторов, гораздо сложнее концентрироваться, чем при общении «лицом к лицу».
После обсуждений во время семинаров, мы пришли к выводу о важности видео-контента на страницах образовательных программ. Полезно будет разместить короткие видео-знакомства с сотрудниками университета, при просмотре которых студент сможет заочно познакомиться и понять по каким вопросам к кому можно обращаться; разместить видео-инструкции о самых важных учебных процессах. Необходимость «показывать» себя также подтверждается результатами исследований, которые были представлены на семинаре.
В ВШБ мы регулярно проводим тематические встречи со студентами, связанные с важными этапами учебного процесса (ГИА, военная кафедра, факультативы, майноры и др.). На них рассказываем студентам об организационных процессах, правилах, отвечаем на вопросы. В планах продолжать и развивать такие встречи со студентами, создать отдельную команду в MS Teams учебного офиса, в которой можно будет выкладывать видеозаписи с таких встреч.
На семинарах CEEMAN много времени было уделено теме кросс-культурного менеджмента, связанного с обучением иностранных студентов в университете. Подчеркивалось, что очень важно помогать иностранным студентам адаптироваться в новой для них культуре не только во время учебного процесса, но и во внеучебное время. И не менее важно работать в этом направлении и с сотрудниками университета: рассказывать о важности этики в коммуникациях, толерантности, такте и осторожности в своих высказываниях и поведении по отношению ко всем студентам и преподавателям, особенно к иностранным.