• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ESG-трансформация: Россия находится в самом начале «зеленого» пути

Адыгейская ветряная электростанция

Адыгейская ветряная электростанция
© Novawind.ru

Сегодня экологические, социальные и вопросы корпоративного управления оказываются ключевыми факторами для обеспечения устойчивого развития компаний, государств, общества. Но ESG-повестка не должна ухудшать положение бизнеса, а у многих российских регионов недостаточно средств, чтобы перейти к принципам устойчивого развития. Об этом шла речь на очередной сессии Дискуссионного клуба ВШЭ и Сбера, проходящего в рамках XXII Апрельской международной научной конференции.

Открывая сессию «Повестка ESG для российских регионов: новые ограничения или возможности развития?», первый проректор ВШЭ, декан Высшей школы бизнеса ВШЭ, Валерий Катькало отметил, что сегодня острая дискуссия идет вокруг аббревиатуры ESG (environmental, social, governance). Пока в России терминология устойчивого развития и ESG мало знакома. Недавно журнал «Форбс» опубликовал опрос населения России, и по результатам обследования оказалось, что 56% опрошенных не знают термина «устойчивое развитие» и только 2,8% вовлечены в процессы ESG-трансформации.

Но сегодня экологические, социальные и вопросы корпоративного управления оказываются ключевыми факторами для обеспечения устойчивого развития не только компаний, но и государств, регионов, современного общества в целом, считает декан ВШБ. Очень быстро нарастают процессы «зеленого» бизнеса, «зеленого» финансирования. По некоторым оценкам, к началу 2021 года на мировых финансовых рынках порядка одного триллиона инвестиций были сопряжены с повесткой ESG.  

«В нашей стране активно разворачивается не только дискуссия, но и практические шаги в сторону ESG-трансформации. Неудивительно, что это происходит лавинообразно. Мы видим очевидные причины роста интереса к этой повестке, – говорит Валерий Катькало. – Это проблемы с окружающей средой, глобальное потепление, резкое обострение проблем социального и экономического неравенства. Мы находимся в самом начале этого пути, и наша дискуссия поможет сфокусироваться на очень важных для нашей страны аспектах – это стратегическое планирование, инвестиционные вопросы и развитие российских регионов в контексте ESG-вызовов».

Первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин подчеркнул, что тема устойчивого развития напрямую связана с бизнесом. Бизнес стабилен, когда есть поддержка клиентов, государства и стабильная работа сотрудников.

Он напомнил, что один из крупнейших мировых инвестфондов Black Rock, управляющий активами на триллионы долларов, принял решение, что будет выходить из компаний,  которые не заявили об углеродной нейтральности к 2050 году. «Они просто не хотят терять деньги», – считает Александр Ведяхин. Акции компаний, следующих ESG-повестке, растут быстрее, поскольку рынок считает их более устойчивыми.   

ESG-повестка для бизнеса – это не только вопрос ответственного поведения и доброй воли, но и вполне прикладной вопрос фундаментальной устойчивости и прибыльности

Чтобы реализовать обязательства перед клиентами, акционерами, сотрудниками и обществом, бизнес должен быть стабильным и устойчивым. Этому, в свою очередь, и способствует следование ESG-принципам», – отметил он. Александр Ведяхин также сообщил, что Сбер как крупнейший финансовый институт в стране готов кредитовать бизнес на льготных условиях, чтобы способствовать решению вопросов экологии и в целом ESG-трансформации как отдельных предприятий, так и целых отраслей.

Заместитель председателя правительства Сахалинской области Вячеслав Аленьков уверен, что ESG-повестка имеет не только экологическое, но и инвестиционное значение. Правительство области решило провести климатический эксперимент. «Мы намерены создать систему управления углеродными выбросами. Можно будет торговать углеродными единицами и выйти на углеродную нейтральность к 2025-26 годам, сейчас мы готовим кадастр выбросов и поглощений, чтобы понимать ситуацию. У нас уже действуют программы перехода: планируется перевести 100% котельных с угля на газ, перевести половину транспорта на газ и электричество и переходить на возобновляемые источники энергии», – отметил Вячеслав Аленьков, подчеркнув также, что не менее важно, чтобы новые нормы не остановили экономику и не увеличивали нагрузку на бизнес.

Член правления Ассоциации Европейского бизнеса, председатель рабочей группы АЕБ по инновациям и модернизации, профессор ВШБ Михаил Аким обратил внимание на подводные камни новой повестки. Он отметил, что Россия теряет возможность поглощения выбросов из-за растущего ущерба, наносимого пожарами лесам Сибири и Дальнего Востока. Полномочия их охраны переданы регионам, которым не хватает для этого средств.

 

XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (АМНК) пройдет с 13 по 30 апреля этого года. Впервые соорганизаторами конференции выступят Высшая школа экономики и Сбер. В рамках конференции состоится серия научных и экспертных обсуждений в формате Дискуссионного клуба ВШЭ и Сбера – экспертной площадки, где представители науки, бизнеса и государства на базе научного знания обсуждают актуальные вызовы для экономики и общества и делятся лучшими практиками развития бизнеса и институтов, формируя образ будущего.

Серьезным вызовом, на его взгляд, является и ситуация в сельском хозяйстве: «Мы видим разные стратегии. Богатые регионы сосредотачиваются на интенсификации сельского хозяйства, а малоразвитые, чтобы накормить население, переводят лесные площади в сельскохозяйственные, что ухудшает экологическую ситуацию. У многих из них нет средств на внедрение экологических технологий и нет других рабочих мест. Если интенсифицировать сельское хозяйство, то неясно куда девать занятых в нем людей. Поэтому есть регионы, где социальные проблемы входят в противоречие с экологическими».

Михаил Аким отметил, что отдельные модные темы слабо проработаны. В частности, немецкие исследователи рассчитали, что для органического потребления без использования химикатов нужно на 35% больше земли, чем при обычном аграрном производстве. Выпуск батарей для электромобилей также влияет на выбросы, а многие материалы для аккумуляторов добываются при помощи детской рабочей силы, которая жестоко эксплуатируется. «Не все зеленые технологии так экологичны, как кажется», – подытожил он.  

«Ни у кого не должно складываться впечатление, что ESG только модная и хайповая история», – подчеркнул Валерий Катькало.

Доктор географических наук, главный научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич, обратила внимание на региональный аспект ESG-повестки в России. «В этом треугольнике два больших угла: государство и бизнес, и один маленький, который, наверное, придется рассматривать над микроскопом, это регионы… В России есть шесть-семь регионов, которые могут себе позволить инфраструктурные инвестиции. Сахалин молодцы, но говорить о распространении сахалинского опыта на Дальний Восток я бы не рискнула, ни у кого больше на Дальнем Востоке таких денег нет. Если мы говорим о возможностях и о рисках, ни слова слышу о Кемеровской области, хотя это не риск, а риск в кубе», – сказала она.

По ее мнению, готовность регионов к восприятию новой повестки мизерна:

Какая экология, субъектам совсем не до жиру. Напоминаю, реальные душевые доходы населения уменьшились на 10,5% по сравнению с 2013 годом. Повестку ESG тяжело объяснять бедным

«Мы получили хороший заряд реализма», – прокомментировал выступление Зубаревич Валерий Катькало.  

Директор муниципальной инфраструктуры, Европы, Ближнего Востока и Северной Африки Международной финансовой корпорации (Вена) Марко Зорге обратил внимание, что проблема снижения выбросов не ограничивается переключением с ископаемого топлива на газ и возобновляемые источники энергии. «Если вы меньше теряете, вам нужно меньше производить при генерации. Изоляция здания, точек потребления энергии и газопроводов, такие инвестиции очень много экономят, у них высокая доходность», – сказал эксперт. Изменение источников генерации требует мотивации, частные операторы возобновляемых источников должны иметь возможность продавать такую энергию, следует создать систему субсидий для перехода на эти технологии.

Переход на электромобили не так прямолинеен. Ряд стран и городов идут на первый шаг, который не такой дорогой, они используют троллейбусы. Троллейбусы – это переходное решение между автобусом и электробусом, поскольку они запитываются за счет электричества и не жгут минеральное топливо, им не нужны дорогие аккумуляторы. Они также могут иметь аккумуляторы, когда не используют провода и могут выходить за пределы обычных маршрутов», – рассказал Марко Зорге.

Для улучшения ситуации с отходами и их переработкой необходимо, по его мнению, воспитывать культуру населения и предоставлять собственникам заводов по переработке мусора гарантии на приобретение выработанной ими энергии по определенным тарифам.

«Мы говорили о ESG-мышлении, культуре и прагматизме, который необходим на всех уровнях принятия решения в нашей стране, мы увидели много вызовов и много возможностей. Дорогу осилит идущий, давайте запланируем дискуссию на следующей конференции», – подытожил обсуждение Валерий Катькало.