Интервью с выпускницей факультета бизнеса и менеджмента Еленой Яковлевой
Как Вы поступили в Вышку? Расскажите о студенческих годах.
Я училась в базовой вышкинской школе. Поступила в Вышку 1996 году, успешно сдав предварительные экзамены в мае месяце.
Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что группа, в которой я училась на факультете менеджмента, – это просто огромный подарок по жизни! Мы попали еще в ту самую Вышку, когда у нас преподавали корифеи: Вячеслав Леонидович Глазычев, Глеб Олегович Павловский вёл мастер-классы, Пётр Георгиевич Доровицкий читал лекции.
Мы с одногруппниками были причастны к различным студенческим активностям, которых до нас не было: студенческий совет, клуб экстремальных видов спорта, КВН, дискотеки. Всё это начиналось в период нашего обучения. В целом я бы сказала, что все эти 5 лет – это очень большой заряд человеческий, социальных связей, отношения к жизни.
Работали ли Вы во время обучения?
Я старалась пробовать какие-то разные вещи, которые мне были интересны. Еще на 4-5 курсе я устроилась на работу в Институте корпоративного предпринимательства (совсем недавно этому проекту исполнилось 20 лет, собирались на Мясницкой). И я довольно долго проработала сначала в Институте корпоративного предпринимательства, потом в Центре корпоративного предпринимательства. Начинала я работать секретарем, потом делала много всего: создавала сайт, разрабатывала процедуру эмиссии в институте корпоративного предпринимательства. Было интересно, это заставляло развиваться.
После окончания специалитета Вы продолжили обучение в Kingston Business School. Не могли бы рассказать подробнее?
Я не поступала в Вышкинскую магистратуру, я закончила специалитет, 5 лет, при этом написав два диплома. То есть, у меня есть диплом после четвертого года, и еще один диплом – после пятого.
А как так получилось?
Я слишком долго принимала решение, хочу я в магистратуру или нет. Заведующая учебной частью устала меня ждать и мне сказали: вот разберешься потом, но диплом сдавай. Поэтому обстоятельства так сложились, что выпускных квалификационных работ у меня две, и дипломов – два, но закончила я 5 лет.
Я достаточно активно работала и после Центра корпоративного предпринимательства меня пригласили на работу в «РусГидро». Это большая компания, наследница активов в РАО ЕЭС России в отношении гидроэнергетических станций. Сначала я делала отдельные проекты в департаменте управления персоналом, а потом, после того, как вернулась из декрета, создала и возглавила управление по работе с высшими менеджерами. Это был огромный управленческий опыт, потому что компания находилась в стадии реорганизации управленческих процессов и сама по себе задачка была новая: когда менялась управленческая команда, нужно было собрать именно функции и процессы в одном управлении и поставить их на хороший качественный уровень. Я полтора года делала этот проект и после него ушла отдыхать по собственному желанию, просто потому что мне показалось, что очень интенсивная рабочая деятельность нуждается в каком-то осмыслении.
Как и многое в моей жизни, учеба началась «неслучайно случайно»: подруга прислала рекламную рассылку программы с комментарием «раз тебе все равно нечего делать, вот тебе занятие», я подала заявку, прошла собеседование на русском и английском языках – и поступила. Это модульная двухгодичная программа Master of Science in International Human Recourse Management (IHRM Masters), которая проводится совместно Kingston Business School и РАНХиГС, а также позволяет получить британскую квалификацию в области управления персоналом CIPD.
И в этот период Вы приступили к гитарным проектам?
Да. Я чуть-чуть поотдыхала, потом поняла, что сидеть дома просто так это очень сложно. К тому моменту уже вышла гитарная книжка, которую я делала параллельно, еще работая в РусГидро и находясь в декрете. Декрет – это прекрасное время, когда каждый день – день сурка. Хочется (мне, по крайней мере) хотелось сделать еще что-то. И вот занялась переводом, затем искала издательства.
Вся моя траектория была вообще не про музыку: три класса музыкальной школы, они никогда никому не то чтобы не мешали, но и особо ничего кроме общего развития не давали. Пока я сидела в декрете, по абсолютному, совершенно, стечению обстоятельств, которые, может быть, были и закономерными, я искала для супруга информацию о струнных инструментах, о реставрации. Поскольку на русском языке ничего на эту тему нет (есть только несколько книг о семиструнной гитаре, но не по классической гитаре, а это разные инструменты), я искала на английском. И я познакомилась с автором книжки, которая вышла в 1995 году в Великобритании "Век, создавший гитару", доктором Джеймсом Вестбруком. Мы с ним немножко пообщались. На тот момент у меня был готов подстрочник – такой рабочий текст, который отображает общее содержание книги, и я подумала, почему бы не найти издательство?
Как Вы определились с издательством?
Это был абсолютный детектив, поскольку на тот момент я никого не знала в сфере культуры. Я не была ни с кем знакома, кроме, собственно, мастеров, которые мне помогали с переводом. Так как в переводе много технических деталей, то нужно было быть очень точным. А сам словарь на тот момент еще не устоялся. Я посмотрела в книжном магазине, чьи именно книги мне нравятся, выбрала порядка 30 издательств, нашла их координаты, написала всем письма. Ответы получила от трёх, встретиться удалось с двумя, и вот с одним я издала книжку. Это первая и пока единственная книга на русском языке по истории классической гитары в России и Европе в XIX веке. Книжка оказалась издана благодаря совершенно потрясающему издательству «Классика XXI века». На мой взгляд, это одни из самых чудесных людей, которые стараются издавать книги по культуре классической музыки, искусству. Я с большим уважением отношусь ко всему, что они делают. Книга получила исключительно восторженные отзывы, как профессионалов, так и ценителей инструмента.
Меня зацепило. С одной стороны, я понимала, что в России такого нет и это хорошее пособие для всех, кто учится по классу гитары в детских музыкальных школах и в специальных учебных заведениях. А еще, потому что история классической гитары в нашей стране – это отдельная история. Во всём мире это академический инструмент, а в нашей стране классическая гитара была отдана в класс народных инструментов, чтобы после революции спасти школу, искусство и мастерство. Потому что в то время всё буржуазное уничтожалось и искоренялось на корню. Поэтому только в России классическая гитара находится в классе народных инструментов.
Кроме менеджерского опыта, я очень благодарна, что обстоятельства меня столкнули с классической музыкой. И я продолжаю делать проекты. Как-то так жизнь сложилась, что теперь эти проекты приходят ко мне сами.
Расскажите о нескольких реализованных Вами музыкальных проектах.
После презентации книги я занялась организацией концерта-истории "Век, создавший гитару" в Рахманиновском зале Московской консерватории. В концерте звучали старинные гитары, включая уникальный инструмент 1864 года "Страдивари гитары", сделанный Антонио де Торресом, родоначальником классической гитары. Гитару специально для концерта я привозила из Великобритании, и она звучала со сцены.
С 2015 года я дружу с легендарной фирмой «Мелодия» и сотрудничаю с крупнейшим российским фестивалем классической гитары – Московским международным фестивалем "Виртуозы гитары". Этот фестиваль проходит уже более 10 лет ежегодно в марте в Концертном зале имени П.И. Чайковского и входит в пятерку крупнейших в мире.
В декабре 2015 мы, совместно с известным российским исполнителем на классической гитаре Артёмом Дервоедом запустили вечера камерной музыки, на которых классическая гитара звучит сольно и в ансамбле. Эти вечера начались в кафе «Scenario», на Тверской, но сейчас мы меняем площадку. Это совершенно другая идея, которая, если можно так выразиться, абсолютно противоположная идее фестиваля. Потому что фестиваль проходит в концертном зале Чайковского – это огромная площадка, одна из крупнейших в России, 1500 мест. А здесь мы проводим камерные вечера, основная идея которых заключается в том, чтобы люди приходили, слушали музыку высочайшего уровня и профессионализма, приобщались в камерной обстановке и живому звуку, а после – оставались общаться. И использовали такие вечера не только как культурное обогащение, культурный опыт, хорошее настроение, а ещё и как встречу с семьей, друзьями, знакомыми, с кем давно не виделись. В проекте, помимо Артёма Дервоеда, уже выступили лауреаты международных конкурсов Борис Адрианов (виолончель), Дмитрий Илларионов (гитара), Валентин Урюпин (кларнет) Сергей Поспелов (скрипка), Вероника Кожухарова (саксофон), Евгений Финкельштейн (гитара) и многие другие. Гитара и кларнет, например, крайне редко звучащее, но невероятно красивое сочетание.
Будучи по образованию менеджером и HR профессионалом Вы занялись проектами, связанными с миром классической музыки. Не было ли страшно?
Я столкнулась с ситуацией, когда тебе говорят: «У тебя не получится» и это придает драйв, ты, вопреки, добиваешься результата. Абсолютно не покривлю душой, если скажу, что атмосфера, в которой я училась, люди, с которыми я училась, сама среда, в которой мы находились, – они заложили то, благодаря чему можно делать какие-то вещи и не бояться.
А сейчас поддерживаете связь с Вышкой?
Да, конечно, поддерживаю отношения с однокурсниками, очень хорошие и тесные, совсем недавно мы встречались по случаю 20-ти летия знакомства, ведь учиться мы начали в сентябре 1996 года. Даже если мы редко видимся, всё равно это не мешает мне знать, как у них дела. Собственно, это основное.
Благодарим Елену за интервью и желаем успехов в профессиональной деятельности!