Взгляд в будущее железнодорожного транспорта
Конкурс РЖД проходит по двум направлениям. Аспирантам предлагается разработать собственные концепции развития железнодорожного транспорта по одной из семи специализированных тем — инженерных, экономических и управленческих. А студенты представляют на конкурс эссе на свободную тему — «Взгляд в будущее железнодорожного транспорта». В конкурсе 2015 года приняли участие около 150 молодых ученых из 17 российских вузов.
Как правило, работы на конкурс присылают студенты и аспиранты профильных направлений. Но в этом году в нем участвовали и две студентки ВШЭ — Тамара Пхаладзе и Дарья Шестова, изучающие в Вышке логистику. «Подавая заявку на конкурс, мы не слишком рассчитывали стать его лауреатами, — признаются они. — По результатам предыдущих знали, что количество участников велико, а большинство победителей — студенты и аспиранты специализированных в железнодорожной отрасли вузов. Вместе с тем было интересно рассмотреть железнодорожную проблематику с близкой нам позиции — логистической».
К конкурсу студенты Вышки готовились под руководством заместителя заведующего кафедрой управления логистической инфраструктурой Людмилы Борисовой. «Поскольку я много лет занималась железнодорожной проблематикой, в том числе в области проводимой у нас реформы, направленной на демонополизацию железнодорожной отрасли и встраиванию в рыночные отношения, то постаралась увлечь этой темой и студентов, будущих логистов, — говорит Людмила Борисова. — Этим же, очевидно, озабочены и сами железнодорожники и тоже стараются привлечь молодых ученых к решению своих, очень значимых для российской экономики и населения, проблем».
В своем эссе Тамара Пхаладзе и Дарья Шестова остановились на актуальном для железнодорожного транспорта вопросе качества и комплексности предоставляемых услуг. Основой решения стала разработанная многокритериальная модель оценки логистического сервиса «8-С». С использованием ее были определены узкие места и конкретные пути улучшения качества обслуживания, направленные как на удовлетворение растущего спроса грузоотправителей, так и на повышение доходности ОАО «РЖД».