Богдана Петько: «Вышка предоставляет уникальные возможности, которыми нужно пользоваться»
Богдана, насколько мне известно, Вы поступили в аспирантуру. Поздравляю Вас с этим событием. Расскажите, в какую аспирантскую школу Вы поступили?
Мы — первый набор «ГМУшников», т.е. мы планируем защищаться в диссертационном совете по государственному и муниципальному управлению (далее— ГМУ) в НИУ ВШЭ. Но сейчас официально пока находимся в аспирантской школе по менеджменту. Впоследствии, мы надеемся, появится аспирантская школа по ГМУ.
Чем вызвано желание стать аспирантом?
Это всё было постепенно. Я не могу сказать, что, когда я училась в бакалавриате, сразу знала, что пойду в аспирантуру. Нет. Это решение возникло, когда я обучалась в магистратуре здесь на программе «Управление кадрами государственных организаций». Руководитель магистерской программы Алексей Георгиевич Барабашев нам рассказал, что планируется открытие нового диссертационного совета. И я поняла тогда, что это— уникальная возможность быть в числе первых, кто окончит аспирантскую школу по ГМУ, и получить степень. И задача была поступить именно в эту школу и продолжить своё обучение.
Как устроена процедура поступления? Расскажите поэтапно.
Первый этап— это подача документов. Мы подготовили заранее портфолио. В критерии оценки портфолио входили такие пункты, как: наличие статей (в приоритете статьи из перечня журналов ВАК, Scopus— за них максимальное количество баллов), участие в конференциях, исследовательских проектах и т.д. Также мы писали реферат либо о предполагаемом будущем научном исследовании, либо о предыдущем, после чего получали отзыв предполагаемого научного руководителя, в котором научный руководитель также выражал свое согласие быть научным руководителем в случае поступления. Место работы тоже важно, т.к. это то место, где можно собрать данные для дальнейшего исследования. Второй этап— экзамены (английский язык и профильный экзамен в виде 2-х вопросов по специализации) и собеседование с комиссией, на котором, помимо ответов на вопросы по специальности, задавались вопросы по портфолио и по теме будущей диссертации. Процесс достаточно длительный, если готовиться заранее. А готовиться нужно заранее.
Сложно было поступить? Большой конкурс?
Было нелегко. Мы были во второй волне. Оставалось 14 мест и 45 претендентов, т.е. примерно было 3 человека на место. Спрос на аспирантуру есть.
Уже определились с темой и научным руководителем?
Да-да, я продолжаю свою тему, которую начала в магистратуре (имидж государственных и муниципальных служащих) с тем же научным руководителем Ивановой Натальей Львовной.
Вы уже упомянули магистерскую программу «Управление кадрами государственных организаций», которую закончили в этом году. Как оцениваете свое обучение на данной магистерской программе?
Для меня эта программа была судьбоносной. Я закончила бакалавриат, и у меня был год перерыва. И я присматривалась, думала, нужно ли продолжать обучение. И за этот год я поняла, что хочу двигаться дальше. И как раз в один вечер я зашла на сайт Вышки и увидела, что открылась новая магистерская программа «Управление кадрами государственных организаций». У меня первое образование «Управление персоналом», поэтому для меня это синтез ГМУ и управления кадрами. Мне удалось принять участие в Зимней школе. Очень хорошее мероприятие, на котором можно лично пообщаться с руководителями и преподавателями магистерских программ. Затем я участвовала в олимпиаде и по ее результатам поступила.
В процессе обучения в магистратуре я получила новые знания, навыки представления, навыки общения, а также новые знакомства. Программа и её руководитель очень стараются для своих студентов предоставить как можно больше возможностей поучаствовать в различных мероприятиях, попробовать себя в разных направлениях. Например, мы два года участвовали во всероссийском конкурсе по лучшим кадровым практикам, который проводил Минтруд России. Если в других вузах (мне есть с чем сравнить) говорят о каких-то абстрактных вещах, то здесь больше всё прикладное. Преподавательский состав очень хороший, все имеют отношение к практике (в том числе связываются с потенциальными работодателями), а не являются только теоретиками в своей области. И преподаватели предоставляют возможности студентам развиваться вместе с ними.
Обучение в магистратуре дало возможности для развития и определения того, что ты хочешь получить в будущем. У нас большинство ребят на втором курсе уже работали.
Какие дадите советы студентам-первокурсникам данной магистратуры?
Брать всё, что дают. Не отлынивать. Надо ехать, знакомиться, общаться. Ну и определиться. Говоря об аспирантуре, это же тоже должен быть осознанный выбор. Если кто-то хочет связать свою жизнь с наукой и преподаванием, то конечно.
Интервьюируемый: Богдана Петько
Интервьюер: Анастасия Бирюкова
Место и дата проведения интервью: НИУ ВШЭ, 8 ноября 2018 г.