• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В подмосковном «Вороново» завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике

НИУ ВШЭ, как обычно, стал одним из организаторов ее заключительного этапа, победители и призеры которого получают право поступления в вузы без экзаменов. В этом году в заключительном этапе приняли участие 272 ученика 8–11 классов из 55 регионов, большинство из них — 11-классники.

Вышка участвует в организации олимпиад школьников по экономике еще с 1990-х годов, а научный руководитель факультета экономических наук ВШЭ, председатель центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады по экономике Владимир Автономов вручает награды победителям и призерам, начиная с первой олимпиады. «Всегда делаю это с удовольствием, заряжаюсь положительными эмоциями, — сказал он, обращаясь к участникам. — Вы выбрали замечательную профессию, и кусок хлеба в жизни вам обеспечен. Архитектор или туристический агент нужен, когда человеку хорошо, доктор — когда человеку плохо, а экономист нужен всегда».

«Для получения хорошего образования необходимы три условия, — отметил проректор ВШЭ Вячеслав Башев. — Во-первых, это интеллектуальные возможности самого человека. Во-вторых, это учителя, вкладывающие силы в своих учеников. В-третьих, это ваше окружение. Все эти условия у вас есть. Но есть еще одно важное обстоятельство — желание достичь намеченную цель. Вы должны постоянно двигаться вперед, каждый день работать над собой».

Заместитель научного руководителя ВШЭ, председатель жюри Лев Любимов пожелал участникам олимпиады совершенствовать навыки письменной речи, ведь культура человечества — это культура текста, и даже самая древняя в мире бакалаврская программа Liberal Arts всегда предусматривала изучение большого объема текстов.

По мнению декана факультета экономических наук ВШЭ Олега Замулина, победа в олимпиаде для ее участников — это инвестиция в будущее не только потому, что они теперь могут поступить в любой вуз. Важнее другое: экономика помогает в повседневной жизни. Это наука о поведении людей, и человек, изучая ее, видит, как принимают решения другие люди, учится прогнозировать их решения, понимать их возможную реакцию на свои действия.

«В то время, когда я учился в университете, такой олимпиады не было, так что по-доброму вам завидую,  отметил директор МИЭФ Сергей Яковлев. — В отборочных этапах олимпиады участвовали тысячи школьников, и вы, собравшиеся здесь,  это олимпийская сборная нашей страны по экономике. Желаю вам не просто сохранить, но и дальше развивать вашу целеустремленность, умение сконцентрироваться и другие качества, которые привели вас к успеху».

Старший преподаватель факультета экономических наук ВШЭ Данил Федоровых, сам поступивший в Вышку по результатам олимпиады в 2005 году, отметил, что этот год стал рекордным по количеству участников заключительного этапа Всероса — в прошлом году на одного человека было меньше. Членов жюри также больше, чем обычно, а продолжительность заключительного этапа, напротив, меньше.

О своих впечатлениях рассказали участники олимпиады.

Александр Соколихин, ученик 9 класса московской школы № 118

Александр Соколихин, ученик 9 класса московской школы № 118, победитель

В моей школе экономику не изучают, и я ее глубоко изучаю благодаря своему папе — он преподаватель, у него математическое и экономическое образование, он много со мной занимается. Экономика меня увлекла по двум причинам. Во-первых, знаниями экономики можно воспользоваться в жизни, и, во-вторых, она просто интересна. Мне нравится решать экономические задачи — и количественные, и качественные. Экономист может применить свои знания в разных сферах — считать деньги, максимизировать прибыль фирмы, решать проблемы общества и государства.

Высшее образование я хотел бы получить в совместном бакалавриате ВШЭ и РЭШ, затем в магистратуре РЭШ, а потом, возможно, поработать за границей. Олимпиада мне понравилась. Все было хорошо организовано — и лекции, и культурно-познавательная часть (особенно понравилась игра «Что? Где? Когда?»), и собственно решение задач. Все прошло четко и быстро. И хотя мой диплом для поступления в вуз действует четыре года, в 10 и 11 классе я тоже буду в ней участвовать.

Ирина Яковецкая, ученица 11 класса новосибирской гимназии «Горностай», победитель

Ирина Яковецкая, ученица 11 класса новосибирской гимназии «Горностай», победитель

Экономику я начала изучать в 9 классе — в гимназии открыли факультатив, на который нас заставляли ходить, а мы сначала не хотели. Но оказалось, что это интересно. Преподаватель, один из лучших в Новосибирске, познакомил нас с экономикой, и она меня очень увлекла. Она близка к математике, ее знания можно применить в жизни.

Благодаря своему преподавателю я стала участвовать в олимпиадах по экономике. Для подготовки использовала сайт ILoveEconomics — там собраны олимпиадные задачи по экономике разных лет, можно решать сколько угодно. Много читала, особенно мне понравилась книга Стивена Ландсбурга «Экономист на диване», она учит экономическому мышлению и этим выделяется на фоне остальных. На Всеросе в прошлом году стала призером, а теперь победителем. Набрала 42 балла — на один балл меньше, чем у абсолютного победителя. Поступать буду в совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ, туда идут все сильные ребята, с которыми я знакома, и хотелось бы учиться вместе с ними.

Иван Дедюхин, ученик 11 класса Лицея НИУ ВШЭ, призер

Иван Дедюхин, ученик 11 класса Лицея НИУ ВШЭ, призер

Интерес к экономике у меня возник благодаря лагерю «Мы вместе», который организует Вышка. Я там был, когда учился в 9 классе, и мне впервые объяснили, чем интересна экономика. Мне понравилось, и я поступил в лицей на направление «Экономика и математика». Лицей хорош тем, что нас не заставляют глубоко изучать непрофильные предметы, и это позволяет оставить больше времени на профильные. Экономику у меня вела Виктория Лебедева, а на факультативе, где преподают студенты совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ Антон Случ и Максим Буробин, мы решали олимпиадные задачи.

В прошлом году на заключительный этап Всероса мне пройти не удалось, а теперь я здесь, стал призером, и это замечательно. Поступать буду или в совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ, или в МИЭФ — пока точно не решил. Где и кем буду работать, тоже пока не знаю, больше чем на два-три года вперед планировать не умею. В любом случае хочу учиться в Вышке, изучать экономику, а дальше посмотрю, какие возможности у меня появятся.