• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Метанавыки топ-менеджера: в чем их ценность и как их развивать

Сергей Филонович, заслуженный профессор НИУ ВШЭ, доктор физико-математических наук,  о значении метанавыков, новой программе ВШБ ВШЭ «Метанавыки топ-менеджера» и важности осмысленного подхода к бизнес-образованию.

Метанавыки топ-менеджера: в чем их ценность и как их развивать

Можем ли мы управлять неопределенностью, действительно ли бизнес-образование помогает предвидеть и «отбиваться» от «черных лебедей» и в чем польза новой программы обучения для топ-менеджеров - об этом PR-директор и доцент ВШБ ВШЭ Андрей Шаромов расспросил академического руководителя программы, Сергея Филоновича.

 

Сергей Ростиславович, зачем успешным предпринимателям высокого уровня с огромным опытом постоянно прокачивать себя через системное бизнес-образование?

Опыт, безусловно, позволяет успешно вести бизнес. Он придает предпринимателям уверенности в себе, делает их известными, богатыми. Но важно здесь то, что такие люди, как правило, еще и интеллектуально подкованы и стремятся осмыслить свою деятельность. Вспомним книгу Виктора Франкла «Человек в поисках смысла». Представители бизнеса тоже постоянно находятся в поисках смысла, причем не в поисках того, как заработать еще больше денег: они ищут, как создать ту самую ценность, которая будет востребована в обществе. Чтобы эти смыслы как-то формализовать и кодифицировать, необходимо иметь образование. Кроме того, состоявшиеся предприниматели стремятся к дополнительной «подпитке» своего ранее полученного образования для того, чтобы адаптироваться к новым условиям, углубиться в отдельные проблемы.

 

В условиях постоянной неопределенности, кризисных и непредсказуемых ситуаций – насколько бизнес-образование помогает предпринимателям справляться?

Хорошее бизнес-образование, безусловно, может помочь, причем разными способами. С одной стороны, через познание новых тенденций, трендов и технологий, которые развиваются сегодня: искусственный интеллект, например. С другой – бизнес-образование может расширять кругозор людей. Это очень важно для того, чтобы человек мог улавливать слабые сигналы, которые приходят из самых неожиданных областей: из политики, культуры, науки. Ведь сейчас действительно не знаешь, где возникнет возможность или откуда прилетит «черный лебедь». Так вот, если вы следите за тем, что происходит в мире, если с помощью системного подхода вы обогащаете себя новыми знаниями, то вы готовы к тому, чтобы реагировать на события, которые случаются неожиданно. Они вас не пугают.

 

Поговорим о «Метанавыки топ-менеджера». Что такое метанавыки, для чего они нужны и в чем особенность этой программы?

Метанавыки обычно понимаются как общие навыки, на основе которых формируются более специфические умения человека. Например, критическое мышление — это метанавык, так как он включает в себя множество элементов: способность формулировать гипотезы и проверять утверждения на логичность и обоснованность. Также к метанавыкам относятся и межличностные коммуникации, поскольку существует множество их форм. Для топ-менеджеров крайне важно владеть этими формами, ведь они почти постоянно находятся в публичном пространстве. Им необходимо выступать, проводить презентации, мотивировать сотрудников, давать им обратную связь, вести переговоры с партнёрами и инвесторами и т.д.

Ведение переговоров можно отнести к метанавыкам предпринимателя, потому что эта часть бизнеса имеет первостепенное значение. Особенно интересно, что сейчас мы сталкиваемся с новой школой. В начале 90-х годов страна открывалась для иностранного бизнеса, и мы в основном ориентировались на Западную Европу и США, учились вести с ними переговоры, а теперь наблюдаем разворот на Восток. На Востоке много особенностей у переговорного процесса, основанных на различиях в системах мышления европейцев и азиатов. Это очень интересно, и уже существуют исследования, на базе которых можно строить образовательные программы. Наша программа как раз об этом.

 

Вы упомянули три метанавыка. А какие еще метанавыки включены в программу?

Еще один очевидный метанавык — это эмоциональный интеллект. В следующем году будет уже 30 лет с тех пор, как мы заинтересовались этим понятием. Оно стало настолько привычным, что мы забыли, как неожиданно воспринималось сочетание «эмоциональный интеллект» в середине 90-х. Сегодня совершенно ясно, что без умения управлять своей эмоциональной сферой человек не может добиться многого.

Пятый метанавык звучит несколько необычно, это наша авторская разработка – навык работы с людьми, непохожими на вас. Это объясняется тем, что спектр навыков, необходимых современному человеку, непрерывно расширяется. Становится очевидно: человек не может одинаково эффективно владеть всеми этими навыками ввиду особенностей своей психики, предпочтений. Однако в организации редко работает один человек. Обычно это группа людей.

Если вы окружаете себя непохожими людьми, которые с удовольствием и мастерством выполняют то, что вам не нравится или не удается, это компенсирует ваши недостатки. Тогда можно сосредоточиться на том, что получается хорошо.  

Это очевидная истина, но на практике многие люди предпочитают окружать себя подобными. И здесь возникают требования, которые не всегда исполняются. Например, важно, чтобы человек не испытывал зависти к другим. Это довольно сложно. Кто-то завидует, а кто-то гордится. Я, например, горжусь тем, что работаю с людьми, которые умеют делать то, что я не могу. А когда возникает зависть, появляется отторжение. Вы будете стараться игнорировать достижения этого человека и перетягивать часть заслуг на себя. Это создаст множество трудностей.

В рамках программы нам предстоит обсудить источники зависти и способы работы с ней, понять, как вырабатывать уважение к достижениям других, как их ценить, как признавать их успехи и давать обратную связь. Все эти аспекты относятся к навыку работы с людьми, непохожими на вас.

 

Для потенциальных слушателей, которые проявляют интерес к программе, распространенной проблемой является внутренняя мотивация. Будет ли ей уделено внимание на программе?

Да, мы будем обсуждать, как управлять мотивацией. Дело в том, что само-мотивация бывает как внешней, так и внутренней. Например, человек может мотивировать себя высокими доходами или социальным статусом, таким образом он тоже повышает мотивацию. Внутренняя мотивация, однако, отличается от этого. Дэниел Гоулман когда-то очень удачно сформулировал суть внутренней мотивации, сказав, что это страсть к работе, которая выходит за рамки стремления к деньгам и к статусу. Отсюда вытекает ещё один важный навык, который выходит на первый план — это умение заинтересовываться. Если вы будете просто методом проб и ошибок пытаться найти то, что может вас заинтересовать, велика вероятность, что вы не добьетесь успеха. Но если жизнь подбрасывает вам определенные задачи, и вы умеете трансформировать эти внешние задачи в собственные, например, усложняя их, добавляя новые элементы или делая их более осмысленными, это может стать источником внутренней мотивации.

 

Можете рассказать немного о том, кто будет в команде преподавателей программы?

Расскажу о принципах, которые отличают нашу программу от многих других программ развития навыков, предлагаемых тренинговыми компаниями.

Мы стремимся в большей степени сочетать теорию с практическим развитием навыков через упражнения, однако нам важно и то, чтобы люди понимали, на каких принципах основано поведение, которое мы пропагандируем. Потому что, когда человеку нужно будет развить определенные навыки или сформировать конкретный навык внутри метанавыка, он сможет сделать это самостоятельно в будущем. Если развивать навыки лишь путем многократного повторения и выполнения множества упражнений, то, хотя они и могут быть полезными, их сложно изменить.

Каждый из модулей будет вести пара преподавателей: один будет презентовать теоретический материал, а второй будет больше концентрироваться на практике, отработке упражнений и других активностях. Хотя, конечно, это условно, так как люди, работающие на программе, давно знакомы друг с другом, умеют работать в команде и потому будут представлять сплоченный и профессиональный тандем.

На сайте программы есть подробная информация о команде преподавателей упомяну хотя бы несколько имен. Например, в модуле «Навык работы с непохожими на тебя людьми» вместе со мной будет работать Марина Олешек, один из самых опытных HR в России.

Критическое мышление будут преподавать два человека, имеющих большой практический опыт: Валентин Тимаков, старший вице-президент «ЮниКредитБанка», и Станислав Киселев, в прошлом основатель российской практики компании Egon Zehnder. 

 

По отзыву одного из слушателей программы MBA, Ваши циклы лекций по организационной среде бизнеса помогли ему быстро применить полученные знания для перестройки бизнес-процессов в рамках его направления в одном из крупных банков. От чего зависит такой прямой эффект образования на реальный бизнес слушателей? 

Это связано с тем, как человек относится к своему обучению. Если он ждет, что ему дадут готовый рецепт или четкие инструкции, то, скорее всего, желаемого эффекта не будет. Если же человек слушает, анализирует информацию, которую он получает, применяет ее к своей организации и делает соответствующие выводы сам – вероятность того, что он быстро использует эти знания, значительно возрастает.

 

Да, эффект от бизнес-образования зависит от отношения слушателя. Кстати, каков «профиль» ожидаемого слушателя на программе «Метанавыки топ-менеджера»?

Программа ориентирована на людей с большим опытом, то есть на топ-менеджеров. Это будет живое общение профессионалов, у которых есть опыт в одной сфере, а у нас, как преподавателей или тренеров, — в другой. Наша задача — обменяться знаниями. Я придерживаюсь принципа, что во время лекций я не просто монотонно читаю материал, а веду разговор с людьми. Такой подход подразумевает обмен мнениями. Большинство преподавателей программы — это настоящие мастера диалога. Мы ожидаем и от слушателей готовности к обсуждению.

 

Вы работали на программах MBA и других образовательных проектах со множеством топ-менеджеров, руководителей и владельцев собственных бизнесов. Что-то меняется в характере этих слушателей из года в год?

Слушатели, которые приходят на программы бизнес-образования сегодня - более подкованы в области менеджмента, чем те, кто обучался в середине 90-х. В те времена приходилось начинать с азов. Сейчас приятно видеть, что люди имеют опыт, владеют терминологией. Слушатели, приходящие к нам, достаточно любознательны. Это важное человеческое качество. Они не задают вопрос: «Зачем нам это знать?». Я считаю, этот вопрос странно задавать в ходе обучения. Никогда нельзя предсказать, когда какие-то знания окажутся полезными. Если предоставляется возможность с чем-то познакомиться или приобрести новый опыт, почему бы не воспользоваться этим шансом?

 

Я могу привести в качестве примера выездной модуль нашей программы GMP. В этом году мы провели первый такой модуль в Петербурге. Он был посвящен бизнесу и культуре. Участники с интересом пришли на уникальную экскурсию в Мариинский театр. Мы посетили и историческую, и новую сцену, а также концертный зал — такого погружения ранее для предпринимателей никогда не проводили. Нам показали, как работает театр: от гримерных и мест хранения декораций до машинерии. Я заметил, как были заинтересованы слушатели, потому что поняли, что это тоже объект управления, связанный с творчеством, и из этого можно почерпнуть что-то полезное для бизнеса.

Наши слушатели сохраняют интерес и любопытство к новым знаниям и сферам деятельности, оказывают нам доверие, считая, что участие в программе не приведет к пустой трате времени, и будет интересно. Мы стараемся оправдывать эти ожидания.

 

А чем Вас вдохновляют современные слушатели, приходящие в Высшую школу бизнеса ВШЭ?

Прежде всего, сегодняшние слушатели бизнес-школы — это состоявшиеся предприниматели с интересным и отличным, от моего, опытом. Часто их реакции бывают непредсказуемыми, и их мнения побуждают меня взглянуть на тему, о которой я говорю, с другой стороны. Хотя для меня многие аспекты могут быть знакомыми, их новая интерпретация позволяет создать многомерное восприятие привычных вещей. Особенно ярко это ощущается, когда я работаю с участниками программ высокого уровня. Надеюсь, эта тенденция сохранится и в рамках новой программы «Метанавыки топ-менеджера».