• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зимняя школа « Long-lived Companies: In Search of Japan's secrets » в Японии распахнула двери студентам ВШБ

14-22 января в Японии прошла Зимняя школа «Long-lived Companies: In Search of Japan's secrets», организованная Высшей школой бизнеса НИУ ВШЭ и японской NUCB Business School, г. Нагоя. В работе школы приняли участие 11 студентов ВШБ и руководитель проекта Сергей Шапошников, доцент департамента стратегического и международного менеджмента ВШБ.

Зимняя школа « Long-lived Companies: In Search of Japan's secrets » в Японии распахнула двери студентам ВШБ

Программа образовательного интенсива включала лекции и мастер-классы по менеджменту, управлению персоналом, управлению производством, маркетингу  и разработке новой продукции, а также посещение штаб-квартир и производства ведущих японских компаний в городах Нагоя, Токио и Йокогама. Основными преподавателями Зимней школы выступили профессор Кендзи Йокояма и доцент Сергей Шапошников, сферой специализации которого является японских менеджмент.

Кендзи Йокояма

Профессор NUCB Business School

«Студенты ВШБ с большим интересом погрузились в изучение особенностей японского менеджмента, продемонстрировав высокий уровень активности. По окончании курса каждый показал понимание специфики японского бизнеса и знание его особенностей. Посещая компании и общаясь с их представителями, студенты задавали действительно глубокие, интересные вопросы, так что теперь их теоретические знания подкреплены практическим личным опытом», — отметил профессор NUCB Business School Кендзи Йокояма.

Профессор Кендзи Йокояма — один из крупнейших специалистов в области японского семейного бизнеса, получивший признание за свой вклад в научные исследования: в 1992 и 1998 годах он был удостоен премии за развитие международной торговли, а в 2002 году  стал лауреатом премии Ассоциации международной торговли. До прихода в бизнес-школу NUCB в 2021 году Кендзи Йокояма занимал ряд руководящих должностей в APU Ritsumeikan, в том числе был деканом Школы менеджмента, вице-президентом APU и попечителем Ritsumeikan Trust. Он также занимал пост президента AAPBS в 2019-2020 гг. и должность заместителя председателя комитета бизнес-школ Японской ассоциации аккредитации университетов (JUAA).

 

В рамках Зимней школы студенты ВШБ познакомились с национальной и деловой культурой Японии, погрузились в специфику японского менеджмента прошлого и настоящего, а также познакомились с инновационными технологиями японского бизнеса. Посещая компании, студенты изучили особенности адаптивности и жизнестойкости компаний-долгожителей, которые поделились своими практиками устойчивого развития, применяемыми в ответ на современные вызовы рынка. 

 

Группа ВШБ посетила Токийскую фондовую биржу — одну из крупнейших бирж мира, которая стала первым финансовым учреждением Японии. В штаб-квартире Японской организации по развитию внешней торговли (JETRO) гостям рассказали об истории компании, основных стратегических задачах и деятельности японских компаний за рубежом.

 

Топ-менеджеры консалтинговой компании Skylight Consulting провели презентацию об особенностях ведения бизнеса в Японии, специфике работы в сфере консалтинга, а также поделились успешными кейсами из своей практики. Об особенностях рекрутинга в стране студентам рассказал руководитель компании SAMI Japan, которая тоже ведет консалтинговые проекты. В штаб-квартире компании Kinjirushi Wasabi, ведущего мирового производителя пищевых продуктов из васаби, чья продукция считается эталонной, делегация приняла участие в процессе изготовления васаби по старинным технологиям. Сотрудники тренингового центра компании-интегратора решений в области промышленной робототехники Daido презентовали различные типы промышленных роботов, рассказали об их применении для автоматизации процессов предприятия и обсудили практику производственного менеджмента.

 

Значительную часть времени студенты посвятили изучению практик компании-легенды Toyota Motor Corporation. Группа посетила образовательные центры в Toyota Kaikan Museum и Toyota Commemorative Museum of Industry and Technology, оценивая, как теория японского менеджмента реализуется на практике и какие факторы повлияли на успех компании. Также представители ВШБ побывали в музее компании Nissin Food Products, где не только познакомились с еще одним  примером творческого подхода к предпринимательству в  Японии, но и приготовили лапшу «Рамен» своими руками.


Интенсивная экскурсионная программа, помимо образовательной, помогла студентам ВШБ погрузится в культурный контекст Японии. Студенты посетили основные достопримечательности  в Токио: Телебашню (Tokyo Sky Tree), Императорский дворец, исторический район Асакуса, Храм Сэнсодзи, торговую улицу Накамисэ, Национальный парк Синдзюку Гёэн, район Акихабара — центр культуры отаку и аниме, район Сибуя. В Киото окунулись в атмосферу древней Японии, посмотрев Императорский дворец Киото, Национальный сад Киото Гёэн, Кинкакудзи, Золотой павильон Кинкаку-дзи, буддийский храмовый комплекс Киёмидзу-дэра и исторический район Гион. Завершилась Зимняя школа посещением Йокогамы — поразившего делегацию ВШБ «города будущего».

Шапошников Сергей Вячеславович

Шапошников Сергей Вячеславович

Доцент департамента стратегического и международного менеджмента ВШБ

«Это наш первый опыт организации совместной Зимней школы с коллегами из NUCB Business School, и он оказался вполне успешным. Наши студенты смогли погрузиться в мир японского бизнеса, раскрыть некоторые его секреты и особенности, посетили компании, смогли пообщаться с представителями бизнеса, а также познакомились с культурой Японии. Мы признательны за поддержку и гостеприимство! Благодарим всех наших бизнес-партнеров и NUCB Business School в лице профессора Кендзи Йокояма за возможность организации этого проекта. Надеемся на продолжение плодотворного сотрудничества с нашими коллегами из Японии!» — подчеркнул Сергей Шапошников.

«Программа оставила очень положительные впечатления. Удалось узнать много нового как  о японском бизнесе и менеджменте, так и о культуре в целом. С нетерпением жду следующей поездки в эту замечательную страну!» 

Никита Сентюрин, студент 2 курса программы «Управление бизнесом»

«Поразила японская самобытность организации быта и бизнеса. Если бы существовала Красная книга стилей ведения дел — c кандидатом номер один я определился однозначно! Спасибо вам большое за организацию, впечатления на всю жизнь!!!»

Александр Маликов, студент 2  курса программы «Управление бизнесом

«Участие в Зимней школе стало прекрасным опытом! За десять дней мы углубились в культуру и историю Японии, узнали об особенностях менталитета и повседневной жизни. Обучение в NUCB позволило почувствовать, каково это — быть студентом лучшей японской бизнес-школы (спойлер: нам понравилось). Лекции профессора Йокояма удивили нас информацией о специфике бизнеса в Японии и карьерном росте. Мы смогли познакомиться с практикой реального бизнеса, посетив несколько японских компаний, — были и стартапы, и семейные компании, существующие в течение многих десятилетий. После ежедневных интенсивных занятий нас ждала не менее насыщенная культурная программа с посещением туристических локаций, прогулками и вкусной едой. При помощи тщательного планирования и соблюдения тайминга мы успели посмотреть многие достопримечательности и проникнуться атмосферой Японии! Особую благодарность за такую возможность хочется выразить Сергею Вячеславовичу Шапошникову». 

Виктория Маковская, студентка 2 курса программы  «Маркетинг и рыночная аналитика»

«Зимняя школа «Long-lived Companies: In Search of Japan's secrets» предоставила невероятную возможность познакомиться с Японией. Во время поездки мы узнали не только о концепции «кайдзен», особенностях японского менеджмента, но и о том, как дорасти до должности президента компании, а также побывали в синтоистских и буддистских храмах, японских садах, музеях. Мы увидели корпоративную культуру изнутри — в офисах компаний, синкансенах и ресторанах. Лекции в NUCB Business School были особенно полезны нам как будущим менеджерами и предпринимателями. ​​​​Уезжая, я забирала с собой не только новые знания и бизнес-практики, но и большое желание когда-нибудь вернуться в эту далекую, но такую удивительную страну». 

Ксения Попова,  студентка 1 курса программы «Международный менеджмент»