В кампусе ВШБ состоялось заседание отраслевой комиссии по образованию АМР «Гибридная реальность современного образования»
Гибридную реальность современного образования обсудили 30 марта 2022 года представители российских вузов, корпоративных университетов и цифровых платформ в рамках заседания отраслевой Комиссии по образованию Ассоциации менеджеров.
«В последние два года наблюдался взрывной рост цифровизации образования. Исчезли дискуссии о целесообразности онлайн-образования, появились новые игроки на рынке профильных услуг – цифровые платформы. Сегодня перед нами стоят новые вызовы. Но надо признать, что уже период пандемии поставил перед нами системные вопросы. Не было ли онлайн-образование данью времени? Насколько оно актуально в постпандемийный период? Каков оптимальный баланс между онлайн- и оффлайн-образованием? Эти классические вопросы обретают в новой реальности особый смысл, особенно в условиях отключения от цифровых сервисов. На эти вопросы надо найти ответы, чтобы двигаться дальше», –сфокусировал внимание аудитории председатель отраслевой Комиссии по образованию Ассоциации менеджеров; первый проректор НИУ «Высшая школа экономики» Валерий Катькало.
Заместитель первого проректора НИУ ВШЭ Галина Можаева предложила определиться с содержанием терминов «онлайн-обучение», «смешанное обучение», «гибридное обучение», «смешанное гибридное обучение». Она также обозначила необходимые условия для успешного обучения. К ним относятся качественная инфраструктура, педагогическое проектирование программ, методическое сопровождение преподавателей, организационная подготовка, куда входят техническая поддержка и внедрение соглашений о правилах поведения онлайн.
В числе плюсов гибридного обучения она назвала гибкий подход к выбору студентом формата обучения, максимальная интерактивность, снятие барьеров для learning contract между преподавателем и студентом, добавленная ценность. Минусы – проблема синхронизации, усложнение работы преподавателей, психологические вопросы, связанные с когнитивными особенностями обучения в гибриде и неподготовленность студентов к работе в современной образовательной среде.
Галина Можаева также отметила наметившийся спад интереса к массовым онлайн-курсам: «Это неудивительно. Массовые онлайн-курсы – это курс без преподавателя. Это самообразование, которое формирует, как правило, одну компетенцию, но не развивает кросс-функциональное мышление, умение и способность развиваться дальше».
О цифровых сервисах для гибридного обучения рассказал директор по связям с университетами VK Сергей Марданов. «VK – это экосистема, в центре которой находятся технологичные решения как b2b, так и b2с. Причем, обе сферы так или иначе связаны с образованием. Например, часть из них поддерживает инфраструктуру университетов. На сервисах VK обучаются порядка трех миллионов человек ежемесячно», - отметил он.
«В условиях, когда готовых ответов нет, надо искать их самим и идти по пути образовательных экспериментов. Гибридное обучение больше, чем онлайн, и больше, чем офлайн. Если использовать такой подход, становится понятно, почему его надо внедрять», - уверена старший преподаватель кафедры маркетинга Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета Ольга Алканова.
Спикер представила присутствующим наработки ВШМ СПбГУ по внедрению гибридного обучения, основанного на шести ценностях: безопасность, выбор без «потерь», интерактивность, «бесшовный» опыт, равные возможности, добавленная ценность.
В соответствии с федеральным проектом «Содействие занятости» Томскому государственному университету предстоит обучить 125 000 россиян, из которых более половины безработных или тех, кто находится под риском увольнения.
«После обучения 75% слушателей должны быть трудоустроены. Это означает, что все программы должны максимально соответствовать потребностям реального сектора экономики или бизнеса. ТГУ, оператор федерального проекта, должен уметь спроектировать программу под любой запрос, под любую компетенцию, используя возможности университетов из всех регионов страны. Здесь как нигде необходимы технологии онлайн- и гибридного обучения», – говорит директор Института дистанционного образования Томского государственного университета Михаил Шепель.
По словам спикера, существует множество приложений для обучения, тем не менее, отсутствует комплексное решение, которое бы включало оборудование в аудиториях, систему хранения и трансляций, а также LMS-систему. Чтобы выполнить требования федерального проекта, специалистам ИДО ТГУ самостоятельно разработали комплекс АКТРУ.
В отличие от представителей экосистем и классических вузов, руководители корпоративных университетов перспективы гибридного обучения оценивают более осторожно.
По словам директора Корпоративного университета РЖД Романа Баскина, в числе слабых сторон гибридных образовательных технологий - организационные и технические ограничения, педагогические сложности, схожесть с моделью селекторного совещания, искусственная иерархия обучаемых. «В отличие от программ высшего образования в рамках более сжатого по времени и насыщенного по содержанию корпоративного сегмента бизнес-образования, очень важно обеспечивать единообразие результатов обучения всех слушателей. Представляется крайне затруднительным достигать этого при одновременной работе с аудиторией и со слушателями, подключенными онлайн», - обозначил еще одну проблему Роман Баскин.
По его мнению, гибридное обучение может быть эффективно только при отменном качестве трансляции, одинаковых ролевых позициях обучаемых, адаптированных интерактивах, создании эффекта присутствия слушателя в аудитории и высочайшей квалификации преподавателя, умело балансирующего инструментами оффлайн- и онлайн-коммуникации.
Коллегу поддержал ректор Корпоративного университета «Газпром нефть» Илья Дементьев. «В индустрии результат обучения должен быть виден сразу, а не иметь отсроченного эффекта как в школе или вузе». По его мнению, цели гибридного обучения достигаются и более традиционными способами.
«Гибридное образование и обучение – это будущее, к которому надо прийти. Потому что, во-первых, это принципиально другой контент. Во-вторых, радикально иная роль преподавателя. И, в-третьих, иная форма организации», - подытожил Илья Дементьев.